Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.
дневных служб и литургий формировались общие нравственные позиции, эстетические вкусы, на время стирались грани социальных различий. Помимо богослужений непосредственно в храме, духовенство Коль ского Севера совершало многочисленные священнодействия (требы) в мес тах проживания прихожан, предпринимая сложные путешествия по бездо рожью по несколько раз в году. Обычно в отдаленные приходы отправлялись на храмовые праздники, о чем уже говорилось в предыдущем параграфе. В XIX в. в богослужебную практику Севера вошли проповеди и ка техизации, для проведения которых от главы прихода требовались эруди ция и способность к свободному ведению разговора. Следует отметить, что образовательный уровень священников Коль ского Севера значительно возрос в начале XX в., хотя, конечно, далеко не все из них отвечали требованиям ведения проповедей и катехизации. Воз росло число тех, кто перед посвящением в сан получил специальное сред нее духовное образование в семинарии, появились на Кольской земле и та кие священники, которые закончили их на «отлично», то есть по первому разряду, например, протоиереи Павел Воронов и Назарий Синцов. Сравни тельно немало талантливых священников-просветителей прибывало на Кольский Север из числа бывших семинаристов - «хорошистов» (II раз ряд), преданных своему делу и вере: протоиереи, благочинные Алексей Шилов и Василий Мартынов, протоиерей Константин Щеколдин, священ ник Василий Перовский и др.1Хотя, конечно, встречались и такие священ ники, которые не смогли одолеть курса даже в духовном псаломщическом училище. Заботами же и стараниями просвещенных пастырей на Кольской земле прививались традиции проповедей и катехизации. Так, в начале XX в. в клировых ведомостях появилась специальная графа учета произне сенных проповедей и проведенных бесед. Например, в сравнительно моло дом приходе, в Кашкаранцах (открыт в 1890 г.), отмечалось, что священ ник Николай Павловский в 1903 г. произнес катехизисных поучений - 31, провел 32 внебогослужебных собеседования и «сказал» 79 проповедей2. На Терском берегу кузоменский священник Василий Перовский произнес 101 проповедь, а умбский священник Анатолий Попов - 803. Однако было бы неправильно идеализировать богослужебную прак тику на Кольской земле в начале XX в. Здесь также стали появляться пер вые признаки охлаждения к вере, ослабления религиозных чувств. Уже в 1899 г. в отчете Кольского благочиния отмечалось, что четвертая часть прихожан нерадива в религиозно-нравственном отношении, что, несмотря 1 Камкин А.В. Указ. соч. С. 34-36; Ушаков И.Ф. Церковь на Кольском Севере в досо ветский период... С. 129-131; ГАМО. Ф. И-17. Оп. 1. Д. 283. Л. 7об, 24об, 92об, 188об; ГАМО. Ф. И-17. Оп. 1. Д. 330. Л. 17об, 165об. 2 ГАМО. Ф. И-17. Он. 1.Д . 283.JI. 215об. 3 Ушаков И.Ф. Церковь на Кольском Севере в досоветский... С. 132. 41
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz