Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.

Лишь один раз в архивных документах встретился отказ от участия в строительстве храма и причтового дома - в колонии Титовка в 1901 г. Мо­ тивировка отказа была эмоциональна и искренна: «...батюшка, благочин­ ный, извините нас. Мы помогать не можем. Ежели казна построит, то мы бы желали. А нам пособлять никак. У нас народ семейный и бедный, еще у нас и подати не плачены, у нас рыбных денег 4 руб. 50 коп., эти мы посылаем» . Помимо строительства новых церквей и часовен епархиальные и гу­ бернские власти на рубеже XIX-XX вв. заботились и о восстановлении старых святынь. В связи с 300-летием со дня кончины преподобного Три­ фона было принято решение о возобновлении Печенгского монастыря вблизи Сретенской церкви. В 1881 г. «Комиссия о нуждах Северного края», созданная по инициативе архангельского губернатора Баранова, признала делом первостатейной важности восстановление Печенгского монастыря, и в 1882 г. Святейший Синод одобрил эту инициативу2. В представлении епископа Архангельского и Холмогорского Нафа­ наила в Синод подчеркивалось: «...Восстановив Печенгский монастырь, достойно почтили бы прежде всего память одного из величайших миссио­ неров... Преподобного Трифона, много потрудившегося на просвещение обитателей мурманского края Св. верою. ...Он [монастырь] может быть для всего Мурманского берега центральным учреждением, из которого на­ правлялась бы разнородная деятельность на пользу обитателей этого бере­ га. Монастырь бы приготовлял привычных к борьбе с природою, способ­ ных и опытных лиц изучивших на месте язык, нравы, верования жителей и все условия для благотворной деятельности среди н и х ...»3. Лопари Пе­ ченгского погоста Кольско-Лопарской волости в 1883 г. поддержали ини­ циативу епархиальных властей: «...Восстановления монастыря все мы ис­ кренне желаем и ... местность [при Сретенской церкви] уступаем монасты­ рю в вечное владение и заниматься монастырю рыбными промыслами, где только он найдет удобным, препятствовать не будем ...»4. Честь возобновления Печенгской обители была оказана Соловецко­ му монастырю. 16 июля 1886 г. первые соловецкие монахи во главе с ие­ ромонахом Никандром прибыли в Печенгу3. С этого времени началась ак­ тивная деятельность по восстановлению обители и дальнейшему экономи­ ческому и культурному развитию края. 1 ГАМО. Ф. И -17. Оп. 1. Д. 254. Л. 2. Ушаков И.Ф. Храмы Кольского Севера // Мурманский вестник. 1995. 20 октября. С. 5, Мацак В.А. Трифоно-Печенгский монастырь: исторические вехи // Наука и биз­ нес на Мурмане: Науч.-практ. журн. Мурманск: Кн. изд-во, 1996 (История и право; т. 6). № 3 (14): Храмы Кольского Севера. 1999. С. 22. Российский государственный исторический архив в г. Санкт-Петербурге (РГИА). 4 Ф. 796. Оп. 163 (II отд., 2 стол). Д. 1250. Л. 1,3, 4, 4об. РГИА. Ф. 796. Оп. 163 (II отд., 2 стол). Д. 1250. Л. 51. Фотографии монастыря и мо- ^ настырской братии начала XX в. см. в конце книги в приложении 2. Мацак В.А. Трифоно-Печенгский монастырь: исторические вехи... С. 23. 34

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz