Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.
Лишь один раз в архивных документах встретился отказ от участия в строительстве храма и причтового дома - в колонии Титовка в 1901 г. Мо тивировка отказа была эмоциональна и искренна: «...батюшка, благочин ный, извините нас. Мы помогать не можем. Ежели казна построит, то мы бы желали. А нам пособлять никак. У нас народ семейный и бедный, еще у нас и подати не плачены, у нас рыбных денег 4 руб. 50 коп., эти мы посылаем» . Помимо строительства новых церквей и часовен епархиальные и гу бернские власти на рубеже XIX-XX вв. заботились и о восстановлении старых святынь. В связи с 300-летием со дня кончины преподобного Три фона было принято решение о возобновлении Печенгского монастыря вблизи Сретенской церкви. В 1881 г. «Комиссия о нуждах Северного края», созданная по инициативе архангельского губернатора Баранова, признала делом первостатейной важности восстановление Печенгского монастыря, и в 1882 г. Святейший Синод одобрил эту инициативу2. В представлении епископа Архангельского и Холмогорского Нафа наила в Синод подчеркивалось: «...Восстановив Печенгский монастырь, достойно почтили бы прежде всего память одного из величайших миссио неров... Преподобного Трифона, много потрудившегося на просвещение обитателей мурманского края Св. верою. ...Он [монастырь] может быть для всего Мурманского берега центральным учреждением, из которого на правлялась бы разнородная деятельность на пользу обитателей этого бере га. Монастырь бы приготовлял привычных к борьбе с природою, способ ных и опытных лиц изучивших на месте язык, нравы, верования жителей и все условия для благотворной деятельности среди н и х ...»3. Лопари Пе ченгского погоста Кольско-Лопарской волости в 1883 г. поддержали ини циативу епархиальных властей: «...Восстановления монастыря все мы ис кренне желаем и ... местность [при Сретенской церкви] уступаем монасты рю в вечное владение и заниматься монастырю рыбными промыслами, где только он найдет удобным, препятствовать не будем ...»4. Честь возобновления Печенгской обители была оказана Соловецко му монастырю. 16 июля 1886 г. первые соловецкие монахи во главе с ие ромонахом Никандром прибыли в Печенгу3. С этого времени началась ак тивная деятельность по восстановлению обители и дальнейшему экономи ческому и культурному развитию края. 1 ГАМО. Ф. И -17. Оп. 1. Д. 254. Л. 2. Ушаков И.Ф. Храмы Кольского Севера // Мурманский вестник. 1995. 20 октября. С. 5, Мацак В.А. Трифоно-Печенгский монастырь: исторические вехи // Наука и биз нес на Мурмане: Науч.-практ. журн. Мурманск: Кн. изд-во, 1996 (История и право; т. 6). № 3 (14): Храмы Кольского Севера. 1999. С. 22. Российский государственный исторический архив в г. Санкт-Петербурге (РГИА). 4 Ф. 796. Оп. 163 (II отд., 2 стол). Д. 1250. Л. 1,3, 4, 4об. РГИА. Ф. 796. Оп. 163 (II отд., 2 стол). Д. 1250. Л. 51. Фотографии монастыря и мо- ^ настырской братии начала XX в. см. в конце книги в приложении 2. Мацак В.А. Трифоно-Печенгский монастырь: исторические вехи... С. 23. 34
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz