Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.
политическими правами не зависит от принадлежности к вероисповеданию и никто не может быть преследуем и ограничиваем в каких бы то ни было правах за убеждения в делах веры». Этот документ впервые допустил сво бодный переход из одного вероисповедания в другое, допустил вневероис- поведное состояние, за исключением «изуверных учений». Однако в от ношениях между государством и Русской Православной Церковью прак тически и юридически никаких изменений после февраля 1917 г. не насту пило. Даже упразднение 5 августа 1917 г. обер-прокурорского аппарата и учреждение министерства исповеданий мало что поменяло: министр испо веданий и его товарищи назначались из числа православных, министерству передавались все дела, находившиеся ранее в ведении обер-прокурора и департамента духовных дел иностранных вероисповеданий при МВД, пра вительство взяло на себя функции назначения высших органов церковного управления, государственные ассигнования выплачивались конфессио нальным организациям по-прежнему. Временное правительство не отдели ло и школу от Церкви, оставило конфессиональные общеобразовательные учебные заведения, лишь декларируя в законе от 20 июля 1917 г. передачу всех школ, содержавшихся на государственные средства, в ведении мини стерства просвещения1. Пересмотреть практически не изменившиеся государственно-церков ные отношения призван был открывшийся в Москве 15 (28) августа 1917 г. Всероссийский Поместный Собор. До октября успела начаться лишь пер вая его сессия. Хотя программа Собора и не была доведена до конца, все же он успел выпустить окончательные документы по таким вопросам, как уставы новой соборной структуры всей Церкви, основанной на началах широкой инициативы снизу и выборности, издать определения об активи зации женщин в церковной жизни, о братствах ученых монахов и о пропо ведничестве, о введении института благовестников из мирян2. Однако, к октябрю 1917 г. Церковь пришла без внутренней инфрастуктуры (которая отсутствовала в обер-прокурорско-синодальной системе) и обезглавлен ной, так как царь был главой Церкви до 1917 г.3, не имея широкой под держки в народе и сплоченных сил для отпора новой власти и идеологии. Таким образом, к началу XX столетия православие в России оказа лось в сложнейшей исторической ситуации. Накануне 1917 г. Церковь ока залась втянутой в условия нарастания кризисных явлений. Что способст вовало этому? С одной стороны, можно говорить, что преобладание адми нистративных методов в управлении Церковью над духовными, отсутствие обратной связи с приходами усилило разобщенность между епископатом и 1 Клочков В.В. Указ. соч. С. 130-132; Церковные ведомости. 1917. № 31 (29 июля). С. 247, 248; Церковные ведомости. 1917. № 34 (26 августа). С. 280, 281. 2 Шкаровский М.В. Указ. соч. С. 71, 72; Поспеловский Д.В. Указ. соч. // Вопросы ис тории. 1993. № 1. С. 49, 50. 3 Поспеловский Д.В. Православная Церковь в истории... С. 216. 27
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz