Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.
лась рядом антицерковных акций, вплоть до арестов архиереев по указа нию местных Советов. Но все же революцию Февраля 1917 г. многие представители духо венства связывали с возможностью наконец-то осуществить либеральные преобразования в Церкви. Немедленно почти во всех епархиях образова лись исполнительные епархиальные комитеты из духовенства и мирян, ко торые установили контроль над всеми административными действиями епархиальных епископов, созванные ими чрезвычайные епархиальные съезды духовенства и мирян сместили свыше 10 наиболее скомпрометиро ванных архиереев, ввели выборный порядок замещения всех духовных должностей, коллегиально-представительное начало церковного управле ния, способствовали демократизации приходской жизни1. Само же Временное правительство проявило большую осторожность в церковных вопросах и решило отложить радикальные реформы до Учре дительного собрания. Однако оно не могло не установить некоторых об щих правил, в развитие уже созданных до него правительством уступок, особенно в направлении укрепления веротерпимости и свободы совести2. В программном документе «Обращение к гражданам», опубликован ном 7 марта 1917 г., говорилось об отмене сословных, вероисповедных и национальных ограничений. В тот же день Синод постановил изменить бо гослужение, прекратить молитвы за Романовых и установить еженедель ные моления «о богохранимой державе российской и благоверном времен ном правительстве ея». 20 марта 1917 г. Временное правительство прини мает постановление «Об отмене вероисповедных и национальных ограни чений», в котором была объявлена независимость всех церквей и отменены все их прежние привилегии, снимались ограничения на занятия всякого рода ремеслами, торговлею, в поступлении на государственную службу, в учебное заведение, в месте жительства и передвижения3. Как справедливо отмечал историк Церкви А.В. Карташев, программа Временного правительства в отношении Церкви была «отражением широ ких либеральных течений общественного мнения», но «в ней не было ни чего нового и радикального»4. Закон Временного правительства от 14 июля 1917 г. «О свободе совести» в основном повторял мартовское постановле ние. В его первом пункте отмечалось, что «...пользование гражданскими и 1 Бакулин Б.С. Несвоевременные воспоминания // Религия и демократия: На пути к свободе совести. Вып. II / Сост. А.Р. Бессмертный, С.Б. Филатов; под общ. ред. С.Б. Филатова, Д.Е. Фурмана. М., 1993. С. 149; Шкаровский М.В. Указ. соч. С. 68, 69. 2 Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Т. 2. Ч. 1. М., 1994. С. 205. Клочков В.В. Закон и религия: (От государственной религии в России к свободе со вести в СССР). М., 1982. С. 129, 130; Алексеев В.А. Указ соч. С. 12, 13; Церковные 4 ведомости. 1917. № 9-15 (8 апреля). С. 56, 57, 64-66. Карташев А.В. Временное правительство и Русская Церковь // Из истории христиан ской Церкви на родине и за рубежом в XX столетии. М., 1995. С. 10-14. 26
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz