Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.

ской революции свобод. Не стоит, однако, и идеализировать позицию Церкви в отношении необходимости проведения реформ в области госу­ дарственно-церковных отношений. В то время как либерально настроенное духовенство сознавало порочность положения Русской Православной Церкви в обществе, некоторая часть духовенства пыталась спасти само- державно-церковный союз, скатываясь на черносотенные, антисемитские позиции. На фоне политического и идеологического размежевания духовенст­ ва шло и расслоение верующих по их отношению к вере и Церкви. Уже с 1906 г. шли в Синод тревожные докладные из епархий об упадке веры в народе, особенно в таких промышленных районах, как Урал. Об уменьше­ нии реального числа верующих свидетельствовали и отчеты военных ду­ ховников: после того как Временное правительство отменило обязательное приобщение к Святым Тайнам для военнослужащих православного испо­ ведания, количество причащающихся упало с почти 100 процентов в 1916 г. до менее 10 процентов в 1917 г.1 В годы Первой мировой войны у одной части крестьянского населе­ ния России, особенно среди женщин, бедствия и трудности военного вре­ мени порождали кратковременный рост религиозности, а у другой, напро­ тив, - полное безразличие к Церкви и ее обрядам2. Под влиянием роста антиклерикальных настроений среди народа Святейший Синод 3-8 февраля 1916 г. вынужден был выступить со специ­ альным определением о необходимости принять меры к оживлению при­ ходской жизни3. Специальная памятка (инструкция) военного священника, принятая на 1-м Всероссийском съезде военного и морского духовенства в (июль 1914 г.), четко формулировала стоящие перед духовенством задачи: «...необходимо быть проводником в паству... начал преданности и верно­ сти до самопожертвования Государю Императору, раскрывать обязанности воинов в духе непоколебимой преданности в вере»4. Кризис самодержавия, углубленный русско-японской и Первой ми­ ровой войнами, пробудил у многих верующих надежду на перемены к лучшему. Вот почему руководство Русской Православной Церкви не вос­ приняло крушение монархического строя в феврале 1917 г. как катастрофу. Ведь именно это событие позволило, наконец, созвать Всероссийский цер­ ковный Собор для решения давно назревших сложных проблем5. Хотя в то же время не следует забывать, что Февральская революция сопровожда­ 1 Поспеловский Д.В. Православная Церковь в истории Руси... С. 214, 215. 2 Емелях Л.И. Указ. соч. С. 45. 3 Там же. С. 49. 4 Платонов Н.Ф. Церковь и империалистическая война / Религия и церковь в истории России: Советские историки о православной церкви в России. СПб.; М., 1975. С. 232, 233. 5 Мень А., священник. Указ. соч. С. 102, 103. 25

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz