Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.
Русской Православной Церкви, сопровождавшегося открытием ранее лик видированных приходов и храмов. Выбор таких хронологических рамок не случаен. Сопоставляя доре волюционный и советский периоды, можно проследить, какие тенденции, заложенные в Синодальную эпоху (1700-1917 гг.) оказались наиболее дол говременными в развитии государственно-церковных отношений, как ме нялся статус Русской Православной Церкви в нашем государстве, какие негативные явления в жизни и деятельности Церкви породили причины охлаждения веры в народе, какое влияние оказывали на судьбы Церкви и верующих антицерковные настроения в обществе, в среде интеллигенции накануне и после революции октября 1917 г. Настоящее исследование выполнено на материалах Кольского Севе ра - одного из крупнейших европейских регионов, удаленных от центра Российского государства. Выделение для исследования региона именно с таким названием, не соответствующим административно-территориаль ному делению, объясняется частым изменением в указанный период его статуса. С июня 1899 г. по апрель 1919 г. это Александровский уезд Ар хангельской губернии, с апреля 1919 до 13 июня 1921 г. - Мурманский уезд Архангельской губернии, с 1921 по сентябрь 1927 г. - Мурманская губерния, с 1927 г. до 28 мая 1938 г. - Мурманский округ, с мая 1938 г. и по сегодняшний день - Мурманская область. При этом надо учесть, что с августа 1918 г. по февраль 1920 г. Кольский полуостров входил в состав Северной области. Интерес в свете изучаемой проблемы данный регион представляет своей нетипичностью по сравнению с другими территория ми, даже с близрасположенной Архангельской областью (поголовно пра вославное население, за исключением небольшого числа лютеран из фин ских и норвежских поселенцев, вплоть до 1919 г., отсутствие влияния на религиозную жизнь края со стороны широко распространенного на Евро пейском Севере России обновленчества, отсутствие широкомасштабных репрессий против духовенства), а также слабой изученностью темы, при менительно к 1918-1940 гг. Методологической основой работы служат принципы объективности и научности, системный и информационный подходы, методология на правлений «personality history» и истории биографий. Отношения государ ства и Церкви рассматриваются как система законодательных мер, форм и методов реализации государственной политики в сфере религии и антире лигиозной политики на уровне центра и региона, учитывается наличие скрытой и явной информации в источниках, тема раскрывается с позиций непредвзятого анализа комплекса диаметрально противоположных групп источников - церковных и государственных. Анализ индивидуального сознания и индивидуальной деятельности является важнейшей состав ляющей микроисторических исследований, обращенных к персональной истории человека. Объектом исследования персональной истории в данной 18
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz