Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.

тельности, но и в шпионаже в пользу Финляндии, а также в повстанческой деятельности; другую - дела по распространению антисоветской и анти- колхозной пропаганды и «религиозному одурманиванию населения». По данным Ф. 140 Управления ФСБ по Мурманской области, в 1930-1940-е гг. были арестованы 12 священнослужителей, из которых четверых расстре­ ляли, семерых приговорили к различным срокам тюремного заключения или ссылки, и лишь один был оправдан до суда. Отсутствие священников в течение длительного времени после окон­ чания Гражданской войны в большинстве приходов Кольского Севера при­ вело к упадку религиозной жизни в них, прерыванию приходских традиций, возрастанию числа неверующих, в особенности в среде молодежи. Все это также способствовало достаточно быстрому решению вопросов о закрытии храмов. Значительные коррективы в советскую модель государственно-цер- ковных отношений внесла Великая Отечественная война 1941-1945 гг. В военные годы потребовалась консолидация всех сил общества в деле за­ щиты страны от врага. Прекратилась активная атеистическая пропаганда, закрылся журнал «Антирелигиозник», было принято решение о восстанов­ лении Патриаршества, проведении Поместного Собора Русской Право­ славной Церкви. Для проведения в жизнь новой церковной политики при СНК СССР был создан специальный орган - Совет по делам Русской пра­ вославной церкви, который возглавил полковник госбезопасности Г.Г. Карпов, ставший ключевой фигурой в государственно-церковных от­ ношениях вплоть до увольнения с этого поста в феврале 1960 г. Период 1943-1949 гг. стал временем компромисса в отношениях Церкви и государства, с 1944 г. началось открытие приходов на террито­ рии ряда регионов страны, регистрация новых религиозных обществ. Од­ нако, уже в 1948-1949 гг. вновь начали проявлять себя тенденции возврата к прежней модели взаимоотношений Церкви и государства - часть вновь открытых приходов сняли с регистрации, ходатайства верующих об от­ крытии новых храмов отклонялись, снова появились проекты развертыва­ ния антирелигиозной работы и усиления атеистического воспитания. Как справедливо отмечает О.В. Грашевская, Мурманский облиспол­ ком, который обязан был регулировать отношения между Церковью и ме­ стной властью, следуя негласным установкам правительства, не вмешивал­ ся в деятельность Церкви, но и не поощрял ее. На территории Мурманской области в период 1945-1947 гг. были открыты два молитвенных дома в г. Мурманске и г. Кировске и две церкви в пос. Кола и с. Ковда, при том, что за 1944-1948 гг. было подано 11 заявлений от групп верующих. Рус­ ская Православная Церковь Мурманской области вместе с другими прихо­ дами Архангельской и Холмогорской епархии старалась в указанный пе­ риод максимально использовать все возможности для восстановления тра­ диций приходской жизни и возрождения православия на Кольском Севере. 187

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz