Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.
Провозгласив курс на отделение Церкви от государства, политическое руководство Советской России в 1920-х гг. не только не предоставило ей не зависимости и не отказалось от идеи влияния на нее, но в упорной борьбе раз личных линий и партийных группировок стало вырабатывать определенную антицерковную политику, формировать ряд государственных, партийных и карательных органов для работы с Церковью, для управления ею. Основны ми целями такой политики стали разрушение Церкви и борьба с религиозным мировоззрением. 1922 г. охарактеризовался погромной антицерковной по литикой, реализуемой в процессе изъятия церковных ценностей. Двадца тые и часть тридцатых годов XX столетия прошли под эгидой поддержки государством обновленческой церкви, попытками склонить на свою сто рону высших иерархов Церкви - Патриарха Тихона и митрополита Сергия, чтобы вначале сделать Церковь послушной, а затем расправиться с ней идеологическими методами, «разоблачая» ее сущности перед народом. В конце 1920-х гг. прозвучал призыв к ликвидации «реакционного» духовенства и к наступлению на религию, т.е. в тот период, когда в обще ственное сознание начали внедряться идеи обострения классовой борьбы в процессе строительства социализма. Религиозные организации были объ явлены кулацко-нэпманской агентурой. В 1929 г. в партийных высших кру гах возобладало мнение, что необходимо принятие специального постанов ления «по религиозному вопросу». Так появилось знаменитое постановле ние «О религиозных объединениях», поставившее под контроль деятель ность и верующих вплоть до 1990 г. О подписании декларации о лояльности советской власти в 1927 г. было забыто. Вряд ли можно согласиться с ря дом современных авторов, что сокращающееся в этот период число верую щих вызвано исключительно успехами социалистического строительства, или что вообще существовал когда-либо период сдержанных взаимоотно шений Церкви и государства. Ответ видится в ином. Не запрещенная офи циально Церковь практически стала нелегальной, так как любое общение с «церковниками» считалось признаком политической неблагонадежности. Религиозная обстановка региона, на примере которого рассматрива лась реализация советской антицерковной политики, имеет ряд отличий от примеров ее осуществления в центральных и северо-западных областях страны, имевших на своих территориях значительное количество приходов с многовековой историей. На Кольском Севере в период 1920-х гг. отсутствовали массовые ре прессии в отношении духовенства. Список лишенных избирательных прав за 1924-1925 гг. указывает лишь двух священников, осужденных на срок менее 3 лет, в то время как в пределах Мурманской губернии в этот период про живало 14 священников, 8 псаломщиков, 3 монаха. Во многом это объясня ется отсутствием в этот период сколько-нибудь организованных выступле ний со стороны духовенства и верующих против мероприятий, проводив шихся в рамках начального этапа реализации советской «религиозной» по 185
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz