Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.
шуюся в том, что я выступал в контрреволюционном духе и... настраивал верующих против мероприятий соввласти, что вызвало антисоветскую де монстрацию в поселковый совет»1. Что послужило поводом к резкому изменению своих показаний? Од нозначного ответа на этот вопрос сегодня уже не найти. Возможно, это опасение за судьбу своих близких - жены, сыновей Вячеслава, Ивана и до чери Киры, - тем более что в свое время Вячеславу Михайловичу было по ставлено условие о разрыве отношений с отцом священником (на самом же деле переписка и непосредственное общение между ними сохранялись). А может и показания привлеченных свидетелей, в которых в резкой форме давались оценки деятельности отца Константина как контрреволюцион ной, недоброжелательной в отношении советской власти. Однако хотелось бы подчеркнуть, что, подписывая признание, отец Константин взял весь удар по общине верующих на себя: не было сказано ни единого слова в отношении проходившего с ним по одному делу члена церковной двадцатки Немчинова, не было обвинений о «соучастии в контрреволюционной антисоветской деятельности» в адрес верующих или видных иерархов Церкви. Обвинительное же заключение, утвержденное 26 сентября 1937 г. заместителем начальника Мурманского Окружного отдела НКВД г. Мур манска, содержало огромный перечень «преступных» деяний Кольского священника: враждебное отношение к советской власти, систематическая контрреволюционная агитация, извращение сущности сталинской Консти туции, активизация деятельности церковной двадцатки путем вовлечения в нее молодежи, организация нелегального сборища верующих у поселково го совета. Следственное дело было направлено на рассмотрение Тройки УНКВД Ленинградской области. Протокол ее заседания, датируемый 4 ок тября 1937 г., содержит однозначное решение - расстрел. Время исполне ния приговора точно не указывается - либо 5-е, либо 9-е октября 1937 г. Расстрелянный священник был похоронен на Левашевском кладбище г. Ленинграда, среди многих безымянных могил таких же мучеников за свою веру и идеалы. Реабилитирован о. Константин был только лишь 17 мая 1989 г. после вступления в силу Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г. «О дополнительных мерах по восстановлению спра ведливости в отношении жертв политических репрессий, имевших место в период 30-40-х и начала 50-х годов»2. Со смертью Константина Михайло вича Мелетиева вплоть до 1946 г. прекратились и активная церковная жизнь верующих Колы, и функционирование Благовещенского собора. За проведение богослужений у себя на квартире и антисоветскую про паганду 19 ноября 1937 г. был арестован и уже 18 декабря того же года рас' ГАМО. Ф. Р-140. Оп. 3. Д. 5641/2. Л. 15, 15об, 16. 2 ГАМО. Ф. Р-140. Оп. 3. Д. 5641/2. Л. 7-10, 12, 18-35, 38-41об, 43, 47. 175
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz