Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.
сударства в отношении религиозных верований граждан, т.к. в ней уже от сутствовали статьи по лишению избирательных прав духовенства. Понятны и ожидания по открытию новых храмов или, как минимум, надежды на то, что прежние из них будут продолжать действовать. В постановлении ЦК ВКП(б) от 14 марта 1930 г. «О борьбе с искривлениями партийной линии в колхозном движении» ЦК потребовал «решительно прекратить практику закрытия церквей в административном порядке». Комиссия по вопросам культа ставила вопрос о привлечении нарушителей данного закона к адми нистративной, а порой уголовной ответственности1. Однако это вовсе не означало полной лояльности властей к Церкви и священнослужителям. Примечательно, что арест К.М. Мелетиева был произведен как раз в то время, когда коляне активно боролись за сохранение своего храма дей ствующим, обращаясь с просьбами не только к руководству Мурманского округа и в Леноблисполком, но даже в ЦИК ВКП(б). Роковую роль в обви нении священника сыграли и его отношения с видными представителями российского духовенства, стоявшими на позициях сохранения православия тихоновского направления - архиепископом Петергофским Николаем Ярушевичем и митрополитом Ленинградским Алексеем Симанским (бу дущий Патриарх Всея Руси Алексий I). В ходе изнурительных допросов, повторявшихся изо дня в день и часто начинавшихся ближе к полуночи, о. Константина пытались уличить в развертывании «бешеной» агитации контрреволюционного и антисоветского характера. Однако, о. Константин настаивал, что никакой агитационной работы он не проводил, хотя, зачи тав постановление Рика о закрытии храма, предлагал поездки в Москву и Ленинград, дабы добиться приостановления этого решения. В результате, поездки действительно состоялись - представители двадцатки - Немчинов, Лытатин (? - написано в тексте документов неразборчиво) и сам отец Кон стантин - побывали в Москве и Ленинграде. До 3 сентября 1937 г. на до просах Константин Михайлович отрицал все навязываемые ему обвинения. Однако на этом допросе многие пункты обвинения были им подписаны. Тон признания не оставляет сомнения в том, что «признание» было заранее составлено следователем или продиктовано обвиняемому, а уже впоследствии К.М. Мелетиева его заставили подписать. В подтверждение тому выдержки из стенограммы допроса: «...все время боролся за сохра нение церкви и числа верующих вокруг церкви. С этой целью через актив церковников, под моим руководством, я проводил контрреволюционную работу среди верующих... я разъяснял, что новая Конституция дает... воз можность открывать закрытые церкви, что является контрреволюционным извращением сущности новой Конституции», «...признаю себя виновным в том, что вел контрреволюционную работу среди верующих, выражав ГАМО. Ф. Р-140. Оп. 3. Д. 5641/2. J1. 1, 1об, 5; Одинцов М.И. Хождение по мукам // Наука и религия. 1990. № 7. С. 56. 174
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz