Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.
Кассационная жалоба П.В. Рябова осталась без удовлетворения, а приговор был приведен в исполнение в декабре 1940 г. Оба священнослужителя из Трифоно-Печенгского монастыря были реабилитированы лишь в 1992 г., а послушник Феодор по представлению Мурманской епархии Определением Священного Синода от 30 июля 2003 г. был причислен к лику Святых но- вомучеников и исповедников Российских1. В связи с эти двумя делами монашествующих несколько слов необ ходимо сказать о жизни и деятельности братии Трифоно-Печенгского мо настыря, находившегося до включения территории Петсамо в состав Со ветского Союза в 1944 г. за границей, в Финляндии. Сохранился интересный документ о состоянии обители в 1937 г. - протокол двухгодичной ревизии, произведенной в монастыре благочинным, игуменом Коневского монасты ря Карельской епархии Финляндской Православной Церкви Маврикием 17-25 июня 1937 г. К тому моменту обители принадлежала лишь одна дере вянная Сретенская церковь с колокольней. Церковь была отремонтирована, выглядела опрятно, богослужения в ней проводились по воскресным и праздничным дням в приделе Сретения Господня, а в приделе Успения Бо гоматери только по храмовым праздникам 8 августа и 27 сентября. В со ставе братии было 22 человек в возрасте от 27 до 76 лет. В церкви нет рас кола по поводу стиля, используемого в богослужебной практике. Благочин ный отмечал, что здесь не было ярких подвижников, но не было и никаких особенных пороков и значительных нарушений добрых нравов и монастыр ской дисциплины. При монастыре сохранилась гостиница для православных паломников, в основном из числа лопарей, значительная библиотека. Благо чинный сделал вывод, что «...религиозно-нравственное состояние Печенг- ского монастыря не дает в настоящее время повода к особому беспокойст ву .. .». О. Сергий Поливцев в своей работе отмечает, что в середине 1930-х гг. монастырь довольно активно посещали паломники и туристы (14 тысяч человек только за 1936 г.), но общее его состояние приходит в упадок". Иную группу следственных дел составляют обвинительные пригово ры в отношении священников, которые нарушали «религиозное» законо дательство СССР и были антисоветски настроены. 16 апреля 1931 г. вместе с церковным старостой Петром Георгиеви чем Кожиным и псаломщиком Федором Климентьевичем Кожиным был арестован отец Моисей (Митрофан Никитич Кожин, 1868 г. рождения, уроженец с. Оленина Терского района), священник церкви Рождества Ио анна Предтечи в своем родном селе. Как сообщается в архивной справке Управления ФСБ России по Мурманской области, о. Моисей был обвинен 1 ГАМО. Ф. Р-140. Оп. 3. Д. 6658 (к наблюдению). Л. 1, 3, 4; ГАМО. Ф. Р-140. Оп. 3. Д. 6658 (наблюдения). Л. 3, 5-8, 14, 17об-18, 24об-26, 31 об, 38-39; ГАМО. Ф. Р-МО. Оп. 3. Д. 6658/2. Л. 26, 99; ГАМО. Ф. Р-140. Оп. 3. Д. 4550/2. Л. 38; Жития новомуче- ников Кольского Севера... С. 44. НА РК. Ф. 844. Оп. 1. Д. 5. Л. 53-57; Поливцев С. Указ. соч. С. 152—153. 172
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz