Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.

Николай Федорович Шешенин, вернувшись после ареста и заключе­ ния, продолжил службу на Кольском Севере. Одновременно к началу 1930-х гг. он был священником в Рынде, Харловке и Ловозеро. В Ловозеро, как он сам отмечал, служить приходилось часто. Только за 1931 г. им со­ вершено было 29 крестин, 4 брака и 3 отпевания. В Харловку ему прихо­ дилось отправляться пешком из Рынды. Рындская церковь, несмотря на желание общины верующих ее сохранить, была закрыта в 1930 г., и ему пришлось перебираться на новое место жительства, в уже указанную Хар­ ловку. Личная судьба его к старости оказалась трагична, и не только из-за ареста: «...Я развелся с женой, жить вместе препятствуют, и я скитаюсь как бездомный. Вот жизнь прожил с семьей и на старость лет приходится скитаться. Сына Федю отправил в Архангельск... (он) поступил на курсы слесарей и монтеров. Дочь Галина порвала со мной хотя и не очень глад­ ко... вышла гражданским браком за комсомольца...»1. До сих пор трудно понять, как обстояло дело с обновленцами на Кольском Севере. С одной стороны, в ряде документов архивов Мурман­ ска и Санкт-Петербурга есть упоминание об обновленцах в Териберке и Ловозеро (примерно в 1931-1932 гг.). С другой стороны, и в 1930 г., и со второй половины 1932 г. во всех приходах указываются религиозные об­ щины тихоновского (правильнее было бы сказать, сергиевского) течения. В одном из списков духовенства за 1927 г. протоирей Василий Мартынов указан как обновленец (правда, один раз он и его прихожане и вовсе были занесены в отчет как лютеранская община), Николай Михайлович Петров из Поноя и Николай Флегонтович Попов из Кузомени - как снявшие сан. А на одном из документов отчетности и вовсе ярко красным карандашом по диагонали листа выведено —«Наврано, изъять!»". Священник Василий Вольский сообщил, что по рассказам жителей Териберки обновленцев у них не было - пытался какой-то заезжий поп-реформатор у них остаться, но они потребовали его отъезда. Еще один сложный для выяснения воп­ рос - церковно-административный статус Кольского Севера после 1936 г. По постановлению Московской Патриархии от 5 июня 1936 г. Мурманский округ был передан из Олонецкой епархии в Ленинградскую3, а вот до ка­ кого времени он был в юрисдикции, документы не сообщают. Известно лишь, что в 1940-е гг. Мурманская область вошла в состав Архангельской и Мурманской епархии, в которой оставалась до декабря 1995 г. Полагаю, что эти вопросы еще потребуют своего изучения... Начиная с середины 1990-х гг., стали появляться как отдельные ста­ тьи и монографии историков и религиозных деятелей по проблемам Церк­ 1 ГАМО. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 246. Л. 9; ГАМО. Ф. И-17. Оп. 1. Д. 349. Л. 6, боб, 28. 2 ГАМО. Ф. Р-54. Оп. 1. Д. 144. Л. 44; ГАМО. Ф. Р-264. Оп. 1. Д. 48. Л. 5, 21; ГАМО. Ф. Р-162. Оп. 1. Д. 635. Л. 32-34, 60, 61, 65, 67, 68, 104, 105, 108, 11, 122, 124, 125; ЦГА СПб. Ф. Р-1000. Оп. 48. Д. 68. Л. 68. 3 ГАМО. Ф. 16-И. Оп. 1. Д. 248. Л. 30. 167

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz