Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.
ских церквей - Иоанна Предтечи и Рождества Богородицы. Мотивировка звучала весьма интересно - «...граждане села дали обязательство оказать помощь в переоборудовании церквей под культучреждения с окончанием работ к годовщине Октябрьской революции»1. В протоколе общего собрания граждан с. Кандалакша на малой сто роне (29 марта 1940 г.) были высказаны следующие мнения о закрытии храмов: «...находящиеся церкви в селе Кандалакше существуют для граж дан Кировска и с других мест как Нивостроя, а граждане села Кандалакши совершенно мало посещают церковь и вообще они пользы никакой не приносят только вред... церкви нужно использовать под культурное меро приятие, сделать клуб и кинотеатр», «...церковные здания пустуют... в тоже время у нас нету в селе хорошего культурного очага... необходимо церковное здания переоборудовать на культурное помещение, на клуб и кинотеатр»". Интересный анализ распределения мнений граждан Кандалакши по поводу переоборудования храмов приводит в своей диссертации О.В. Гра- шевская. Она отмечает, что совсем малое количество жителей высказалось открыто против закрытия церквей. За закрытие выступили 499 человек. Из них за переоборудование церквей под клуб и кинотеатр - 470, под ясли - 17, под школу - 6, под больницу - 3, под столовую - 3. В решении заседа ния Кандалакшского сельсовета от 25 июля 1940 г. записано следующее: удовлетворить просьбу граждан села Кандалакши о закрытии церквей, од ну из которых переоборудовать под стационарный кинотеатр, другую - под клуб. Мурманский облисполком 5 сентября 1940 г. вынес решение о закрытии церквей в Кандалакше и о переоборудовании их под культпро- светучреждения за счет средств, ассигнованных Кандалакшскому сельсо вету (эта сумма составила 7,5 тыс. рублей)3. Во всей Ленинградской области Мурманский округ поражает коли чеством закрытий храмов. К 1932 г., несмотря на бедность приходов, Мурманский окружной РИК сумел изъять церковные колокола общим ве сом более восьми с половиной тонн (84 колокола)4. Во многих приходах наблюдаются ветхость и разруха, малочислен ность прихожан. В 1931 г. священник Николай Шешенин из Ловозера (по всей видимости он был направлен туда благочинным с ревизией) сообща ет, что в местном приходе и одежды священника, и святой антиминс гряз ны и порваны, что нет ни вина, ни муки для совершения причастия. Упо миная об этом священнике, невольно задумываешься о том, какую траге дию пришлось пережить многим людям духовного звания в советское вре мя, чтобы сохранить преданность вере и своему служению. 1 Грашевская О.В. Указ. соч. С. 50. 2 ГАМО г. Кировска. Ф. Р-59. Оп. 1. Д. 43. Л. 14—14об. Грашевская О.В. Указ. соч. С. 51-52. 4 ГА РФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 988. Л. 8; Д. 989. Л. 282. 166
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz