Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.

лось, что верующие готовы идти на службу хоть пешком, а вот антирели­ гиозники здесь не показываются даже на поезде. Помимо «двадцатки» при Благовещенском соборе в Коле действовала зарегистрированная группа верующих и при Троицкой кладбищенской церкви. Прихожане ездили в Мурманск, распространяли среди верующих информацию о времени про­ ведения богослужений, собирали средства на ремонт храмов1. В декабре 1932 г. Окружной Совет СВБ совместно с Окружным Со­ ветом просвещения обсудил на объединенном собрании постановление кол­ хозников колхоза «Пробуждение» (с. Кола) о закрытии кольской церкви и передаче ее здания под культурно-просветительные нужды. Антирелигиоз­ ники поддержали данное решение и пообещали мобилизовать трудящиеся массы Мурманска поддержать решение молодой безбожной организации. В заметках 1932 г. в рамках антирождественской кампании прозвучало мысль 0 том, что единодушное «...требование трудящихся Кольского района о закрытии церкви должно быть в ближайшее время проведено в жизнь»2. К 1937 г. агитация за закрытие Кольского прихода и Благовещенской церкви приобретает небывалый размах. В статье «Мракобесы» ленинград­ ский пропагандист Н. Бронницкий позволяет себе неприкрытое хамство в отношении священника Константина Мелетиева, обзывая его пьяницей, лихоимцем, причем путая его имя (называет почему-то Владимиром, хотя имя матушки упоминает верно). Причиной такой ярости ясны - священни­ ка хорошо знали за пределами Колы. Он исполнял требы в Мурманске, Шонгуе, ездил в Пулозеро, Ловозеро. Он пользовался авторитетом у при­ хожан. Поэтому они несли деньги на ремонт церкви, оплату отопления и освещения храма, уплату налогов. Автор статьи обвиняет священника в поборах с населения, занятиях целительством, неверно понимая смысл описываемого таинства елеосвящения (соборования)3. Подготавливалась таким же образом почва к закрытию церквей в Кандалакше. Писали, что священник Миролюбов отказывался крестить де­ тей меньше, чем двадцать человек за раз, и требовал плату вперед4. Здесь так же, как и в Коле агитация за закрытие храмов совпала с репрессиями в отношении священнослужителя. Председатель Кандалакшского РИКа, обращаясь в Мурманский обл­ исполком, просил ускорить решение вопроса о закрытии двух кандалакш­ 1 А.Р. Кола - центр мракобесия // Полярная правда. 1431. 9 января. С. 2; Кола плетется в хвосте / / 11олярная правда. 1931. 25 марта. С. 4. Трудящиеся Кольского района требуют закрытия церкви // Полярная правда. 1931. 4 декабря. С. 4; Во всеоружии встретим поповско-кулацкое «рождество» // Полярная правда. 1932. 3 января. С. 2; С. Поповско-кулацкой «пасхе» - противопоставим праздник трудящихся - 1 мая. Немедленно оживить антирелигиозную работу в крае // Полярная правда. 1932. 16 апреля. С. 2. Бронницкий Н. Мракобесы // Полярная правда. 1937. 8 мая. С. 3. Бронницкий Н. Борьба против религии - борьба за коммунизм // Полярная правда. 1940. 4 января. С. 2. 165

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz