Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.

Действительно, лишь одна церковь Терского района не подвергалась пере­ оборудованию для «культурных нужд», хотя и была на протяжении не­ скольких десятилетий не действующей для верующих - Успенская церковь в с. Варзуга. 17 июня 1940 г. Отдел по делам Искусств Главнауки признал ее историческим памятником («высококачественным произведением зодче­ ства XVII в.»), имеющим особую историко-культурную и художественную ценность, на ее ремонт и реставрацию выделялись денежные средства1. В рамках собрания рабочих, колхозников и служащих с. Ловозеро, на котором присутствовало 156 человек, 13 июля 1938 г. было принято реше­ ние о закрытии местной Богоявленской церкви. В постановлении говори­ лось: «...Мы, граждане села Ловозеро, не хотим больше иметь в нашем се­ ле церковь, которая надпоминает (так в тексте. - Ю .Б .) нам о прошлой без­ отрадной жизни, полной нужды и лишений жизни, и поэтому мы все как один считаем необходимым переоборудовать имеющуюся в селе Ловозеро церковь для клуба или дет. учреждения...». На следующий день в прото­ коле заседания церковной «двадцатки» отразилось решение о передаче церкви и находящегося в ней имущества Ловозерскому РИКу. Мотив - « ...мы отказываемся проводить в ней религиозные обряды и службу». Ме­ стная власть решила временно передать помещение закрытой церкви под общежитие рабочих строительства Дома Советов с последующим его пе­ реоборудованием под «культурно-массовое» предприятие2. Следует пояс­ нить, что отказ «двадцатки» во многом связан с отсутствием в с. Ловозеро священника. До 1932 г. там служил Михаил Распутин, который, по свиде­ тельству жителей села, в 1932 г. был арестован и отправлен в Соловецкий лагерь. Однако в списках репрессированных по Мурманской области и списках Соловецого лагеря он не значится. Но после 1932 г. в с. Ловозеро священнослужителей не было. Вот как рассказывают о закрытии Богояв­ ленской церкви очевидцы тех событий: «В 1938 году церковь стали пере­ оборудовать под клуб. В то время много русских в Ловозеро понаехало. Вот они и внушили людям, что церковь - заблуждение, на глазах детей жгли кресты, иконы, книги церковные. Вначале ногами потопают, а потом швыряют в огонь. Заставляли людей от церкви отказываться, документы разные подписывать. ...Колокола, которыми при батюшке управлял его сын Иван Михайлович Распутин, отправили на переплавку.. ,»3. В с. Поной верующие, напротив, стремились оставить за собой хотя бы одну церковь. Там общее собрание профсоюза в составе всего 20 чело­ 1 Там, где хозяйничали святоши монастыря // Полярная правда. 1939. 15 ноября. С. 3: ГАМО. Ф .Р-162. Оп. 1.Д . 205. Л. 179-183; ГАМО. Ф. Р-405. Оп. 1.Д . 10. Т. 11. Л. 85; ГАМО. Ф. Р-405. Оп. 1. Д .38.Л .199. 2 ГАМО г. Кировска. Ф. Р-146. Оп. 2. Д. 75. Л. 1, 6-7, 17. 3 Цит. по: Большакова Н.П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и на­ стоящем: историческая литература / Н.П. Большакова; Науч. ред. И.Б. Циркунов, ред. А.А. Антонова, Е.С. Порсангер, худ. Г.А. Кулинченко. Мурманск, 2005. С. 40, 42. 162

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz