Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.

распоряжении одной двадцатки, а это недопустимо по действующему за­ конодательству, и что более двух лет храмы не функционировали. Еще в июле 1931 г. Терский РИК (до утверждения решения о закрытии) предла­ гал свои варианты использования молитвенных зданий: на колокольне первой церкви устроить световой маяк, во второй церкви - больницу, в третьей - склад. На общем собрании беспартийной молодежи вместе с комсомольцами 3 мая 1931 г. в Кузомени был произнесен доклад т. Шай- кова о необходимости использования храмов под культурные нужды, в ко­ тором чувствуется весьма предвзятое отношение к религии и Церкви: «...Сознавая, что церковь играла и играет позорную роль в деле нравст­ венного порабощения трудящихся... Мы, Кузоменская молодежь, требует от сельсовета об использовании церквей под культурные нужды села, од­ новременно вызываем молодежь других селений, а особенно Варзугу, имеющую 4 церкви, настаивать пред сель/советом об использовании церк­ вей под культурные учреждения. В районе сплошной коллективизации нет места темным рассадникам религиозного дурмана, это место должны за­ нять рассадники культуры трудящихся». Попутно из РИКа сообщали, что в Варзуге из четырех церквей в одной уже действуют ясли, а по поводу еще двух на общем собрании было принято постановление о закрытии1. Из Оленицкого сельсовета в Умбский РИК 25 июня 1936 г. был от­ правлен материал о голосовании по поводу закрытия церкви в этом насе­ ленном пункте. При голосовании 5 человек высказались за организацию церковной «двадцатки», а 81 - за передачу храма под клуб. В деле указы­ валось, что деревянная рубленная Оленицкая Предтеченская церковь 1895 г. постройки стоит закрытой с 1932 г. Двадцатки при ней нет, догово­ ра о пользовании зданием нет, ключи хранятся в течение трех лет в сельсо­ вете, а здание меж тем подвергается гниению и порче2. 29 марта 1937 г. Президиум Леноблисполкома утвердил решение Мурманского Окрисполкома и Пялицкого сельсовета о закрытии Николь­ ской церкви с. Пялица. Решение было утверждено на основании того, что двадцатки здесь не существовало с 1932 г., здание не охранялось и не ре­ монтировалось, подвергалось разрушению. После закрытия церковь пере­ оборудовали в медпункт3. В апреле 1937 г. Кашкаранский сельсовет принял решение об ис­ пользовании Кашкаранской церкви под клуб, а Сальницкой - под пекарню колхоза. Все иконы и церковную утварь было решено передать в Варзугу, т.к. местное население отказалось их принять. Решение переоборудовать храмы было принято на основании того, что фактически с 1930 г. обе церкви были закрыты, а двадцатка при них отсутствовала4. ‘ ГАМО г. Кировска. Ф. Р -1 10. Оп. 2. Д. 7. Л. 4-6, 8, 11-11 об, 15-16. ГАМО г. Кировска. Ф. Р -110. Оп. 2. Д. 109. Л. 1, 6-6об. 3 ГАМО. Ф. Р-162. Оп. 1. Д. 945. Л. 33. 4 ГАМО г. Кировска. Ф. Р-268. Оп. 1. Д. 67. Л. 12-13. 160

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz