Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.

ка церковь была закрыта и переоборудована под школу, а в Чаваньге - под медицинский пункт. Закрыта в 1931 г. была и церковь в ст. Голицыне1. Характеризуя религиозную обстановку в крае, нельзя обойти стороной и спорные моменты, возникавшие между общинами верующих и местными властями. Горячую полемику в среде верующих и их общины вызвали реше­ ния о закрытии часовен и церквей в с. Кола. В марте 1931 г. по решению Мур­ манского окрисполкома была закрыта часовня в с. Кола. Поводом послу­ жило отсутствие заявлений от группы верующих на пользование ею, а зда­ ние ветхое, и его надо предохранять от дальнейшего разрушения. Верую­ щие выразили несогласие с занятием помещения часовни «Всемилостивого Спаса» государством. 4 октября 1931 г., после предъявления им документов 0 закрытии, прихожане Колы в срочном порядке провели общее собрание. Они мотивировали необходимость оставления часовни как памятника ста­ рины (в документе указан XV в.), имеющего историческое значение, отме­ чая, что два года тому назад представители реставрационного отдела Ле­ нинградского художественного музея иконопись данной часовни признали редкой и ценной стариной. Видимо, официально это не было зафиксировано, и Кольский РИК изъял здание, а имущество церкви передал группе верую­ щих Кольского собора. Часовню позднее переделали под аптечный ларек". Однако на этом злоключения церковной двадцатки с. Кола не закончи­ лись. В с. Кола происходили какие-то конфликты между группами верую­ щих, причины которых, к сожалению, не отражены на страницах архивных документов. В 1931 г. общине Кольского собора предъявили документы о расторжении с ней договора на пользование молитвенным зданием, т.к. яко­ бы были не выполнены основные условия договора по ремонту здания. На самом же деле община провела ремонт, причем с привлечением средств верующих, как Колы, так и Мурманска. Но договор был расторгнут и пере­ заключен с иной религиозной общиной, точнее с иными ее учредителями3. В 1933 г. состоялся самовольный осмотр имущества Троицкой клад­ бищенской церкви4, а спустя два года ее переоборудовали под Дом пионеров. Массовый характер закрытие церквей в начале 1930-х гг. приобрело и в Терском районе, отличавшемся, как указывалось в предыдущем пара­ графе данной главы, успехами в антирелигиозной пропаганде. 18 февраля 1931 г. Административный отдел Мурманского окружно­ го исполнительного комитета отправил начальнику областного управления милиции и угрозыска г. Ленинграда списки религиозных объектов и сведе­ ния о действующих религиозных обществах по округу. О церквях и общи­ нах Терского района в данной справке было указано лишь то, что в районе 1 ГАМО. Ф. Р-162. Оп. 1. Д. 472. Л. 5, 8, 9, 14, 17, 103, 104. 2 ГАМО. Ф. Р-162. Оп. 1. Д. 472. Л. 1; ГАМО. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 248. Л. 26; ГАМО. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 261. Л. 9, 10. 3 ГАМО. Ф. Р-162. Оп. 1. Д. 262. Л. 4, 7. 4 ГАМО. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 248. Л. 21. 158

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz