Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.
ка церковь была закрыта и переоборудована под школу, а в Чаваньге - под медицинский пункт. Закрыта в 1931 г. была и церковь в ст. Голицыне1. Характеризуя религиозную обстановку в крае, нельзя обойти стороной и спорные моменты, возникавшие между общинами верующих и местными властями. Горячую полемику в среде верующих и их общины вызвали реше ния о закрытии часовен и церквей в с. Кола. В марте 1931 г. по решению Мур манского окрисполкома была закрыта часовня в с. Кола. Поводом послу жило отсутствие заявлений от группы верующих на пользование ею, а зда ние ветхое, и его надо предохранять от дальнейшего разрушения. Верую щие выразили несогласие с занятием помещения часовни «Всемилостивого Спаса» государством. 4 октября 1931 г., после предъявления им документов 0 закрытии, прихожане Колы в срочном порядке провели общее собрание. Они мотивировали необходимость оставления часовни как памятника ста рины (в документе указан XV в.), имеющего историческое значение, отме чая, что два года тому назад представители реставрационного отдела Ле нинградского художественного музея иконопись данной часовни признали редкой и ценной стариной. Видимо, официально это не было зафиксировано, и Кольский РИК изъял здание, а имущество церкви передал группе верую щих Кольского собора. Часовню позднее переделали под аптечный ларек". Однако на этом злоключения церковной двадцатки с. Кола не закончи лись. В с. Кола происходили какие-то конфликты между группами верую щих, причины которых, к сожалению, не отражены на страницах архивных документов. В 1931 г. общине Кольского собора предъявили документы о расторжении с ней договора на пользование молитвенным зданием, т.к. яко бы были не выполнены основные условия договора по ремонту здания. На самом же деле община провела ремонт, причем с привлечением средств верующих, как Колы, так и Мурманска. Но договор был расторгнут и пере заключен с иной религиозной общиной, точнее с иными ее учредителями3. В 1933 г. состоялся самовольный осмотр имущества Троицкой клад бищенской церкви4, а спустя два года ее переоборудовали под Дом пионеров. Массовый характер закрытие церквей в начале 1930-х гг. приобрело и в Терском районе, отличавшемся, как указывалось в предыдущем пара графе данной главы, успехами в антирелигиозной пропаганде. 18 февраля 1931 г. Административный отдел Мурманского окружно го исполнительного комитета отправил начальнику областного управления милиции и угрозыска г. Ленинграда списки религиозных объектов и сведе ния о действующих религиозных обществах по округу. О церквях и общи нах Терского района в данной справке было указано лишь то, что в районе 1 ГАМО. Ф. Р-162. Оп. 1. Д. 472. Л. 5, 8, 9, 14, 17, 103, 104. 2 ГАМО. Ф. Р-162. Оп. 1. Д. 472. Л. 1; ГАМО. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 248. Л. 26; ГАМО. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 261. Л. 9, 10. 3 ГАМО. Ф. Р-162. Оп. 1. Д. 262. Л. 4, 7. 4 ГАМО. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 248. Л. 21. 158
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz