Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.
роприятия, имеются «перегибы» в деятельности. Например, Р. Липец ука зывала, что в Териберке на глазах у населения при ликвидации колокольни разгромили ее помещение, сбили колокол с церкви, переданной под клуб, а на закрытии двух церквей настаивали наперекор собранию граждан, угро жая закидать их камнями. Автор статьи предлагала отказаться от таких ху лиганских методов работы и сосредоточиться на изучении природы рели гиозности у рыбаков и выявлении процесса ее отмирания в условиях ново го быта, изучении социальных корней религии1. По периоду 1933 - начала 1937 гг. практически не встречается ника ких упоминаний о деятельности безбожников на Кольском полуострове. Если обратиться к статье В. Николаева, напечатанной в «Полярной прав де» в марте 1937 г., становится понятным, почему резко исчезли материа лы о данной работе. Окружной Совет СВБ прекратил свое существование из-за отсутствия средств, а вслед за развалом руководящих структур орга низации стали распадаться и низовые ячейки безбожников. Автор сетует, что после 1935 г. фактически перестали проводиться антирелигиозные лекции, профсоюзные и комсомольские организации отошли в сторону от проведения антирелигиозной работы, что привело к активизации деятель ности «церковников» в регионе. Он призывает в срочном порядке рассмот реть вопрос о восстановлении деятельности СВБ на Кольском полуострове и активизации его работы2. Буквально через месяц после появления данной статьи на Кольский Север для организации городского совета СВБ в Мурманск из Ленинграда приехал лектор Н. Бронницкий. Он прочел ряд лекций в Доме культуры, на предприятиях города, провел антирелигиозный семинар для педагогов. Вы держки из одной лекции, посвященной происхождению Пасхи, были опуб ликованы в газете. В статье «За воинствующее безбожие» автор отмечал, что в Мурманске не существует окружной организации СВБ, что в преды дущем году в период рождественских праздников все городские и партий ные структуры забыли о проведении антирелигиозных мероприятий, и да же в 1937 г. ничего не делается для проведения антипасхальных мероприя тий, а те лекции, которые и намечались, зачастую оказывались неподготов ленными ни по содержанию, ни по организации привлечения населения к их посещению. Следом появилась статья Крупской Н., в которой отмечалось, что ведя антирелигиозную пропаганду, «...надо иметь в виду, конечно, не только православную религию, но и другие религии...», что лишний раз доказывает, что основные усилия антирелигиозников в стране по-прежнему были сосредоточены на борьбе с Русской Православной Ц ерковью '. Липец Р. Промысловый культ рыбного Мурмана (материалы экспедиции ГАИС) И Антирелигиозник. 1931. № 12. С. 34 Николаев Вл. В Мурманске нет Союза Воинствующих Безбожников // Полярная правда. 1937. 17 марта. С. 4. Антирелигиозный семинар для педагогов // Полярная правда. 1937. 9 апреля. С. 4; 154
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz