Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.
Активизация работы принесла свои плоды безбожникам - они со брали 5 тысяч рублей на подводную лодку «Воинствующий безбожник», стала работать ежедекадная радиогазета «Мурманский безбожник», появи лось 60 новых безбожных ячеек, провели антирелигиозный семинар, начал действовать рабочий антирелигиозный радиоуниверситет и т.п.1 Однако успехи были недолгими. Уже в антирождественской кампании 1932 г. отмечалось, что к проведению мероприятий многие коллективы от неслись формально - например, в Коле не велось никакой работы. Единст венный клуб в г. Мурманске, который развернул антирелигиозную подго товку - клуб пищевиков (писали лозунги, организовывали агитбригаду)2. Более инициативными были безбожники Кандалакшского района. Организатором ячейки здесь в июле 1929 г. был главный кондуктор пасса жирских поездов - С.М. Сенякин. В 1930 г. он прошел областные антире лигиозные курсы, провел несколько октябрин, антирелигиозных вечеров, организовал работу трех агитбригад на лесозаготовках, одну ударную по ездную кондукторскую безбожную бригаду службы движения. Им было организовано 15 ячеек СВБ (600 человек), закрыта церковь в дер. Федосе- евке. Но и здесь отмечались недостатки, такие, например, как: слабое ру ководство низовыми ячейками, слабая связь антирелигиозной работы с хо зяйственными и политическими кампаниями. В августе 1932 г. антирелигиозник Карельского СВБ Иванов посетил «далекий Мурман», выехав в становище Гавриловка, где находилось около 2 тысяч рыбаков Сорокского, Кемского и Кандалакшского районов. По до роге туда он остановился в Мурманске, где прочел две лекции - для войск ОГПУ и городского населения на темы «Тайны Соловецкого монастыря» и «Вскрытие мощей Елисея Сумского чудотворца». В становище Гавриловка Иванов прочел пять лекций прямо под от крытым небом, на улице. Примечательно, что одна из них проходила с 9 ч. вечера до 5 ч. утра. Главный безбожник Карелии В. Клишко, характеризуя деятельность Иванова, отмечал, что его лекции достигли успеха - рыбаки проголосовали за закрытие местной церкви и предложение священнику стать в трехдневный срок рабочим либо покинуть становище. Священник был вынужден уехать. Позднее Мурманский окружной исполком принял решение устроить в здании церкви больницу для рыбаков3. Однако даже в центральных печатных органах СВБ в начале 1930-х гг. отмечалось, что антирелигиозная пропаганда и работа на Мур мане практически не ведется, а там, где и осуществляются какие-либо ме Познарев И. Закрепить достижения штурмового месячника // Полярная правда. 1931. 3 декабря. С. 4. Во всеоружии встретим поповско-кулацкое «рождество» // Полярная правда. 1931. 3 января. С. 3. НА РК. Ф. Р-718. Оп. 1. Д. 10/139. JI. 12, 14; Клишко В. Карельские «чудотворцы». Петрозаводск, 1932. С. 22-23. 153
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz