Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.

Активизация работы принесла свои плоды безбожникам - они со­ брали 5 тысяч рублей на подводную лодку «Воинствующий безбожник», стала работать ежедекадная радиогазета «Мурманский безбожник», появи­ лось 60 новых безбожных ячеек, провели антирелигиозный семинар, начал действовать рабочий антирелигиозный радиоуниверситет и т.п.1 Однако успехи были недолгими. Уже в антирождественской кампании 1932 г. отмечалось, что к проведению мероприятий многие коллективы от­ неслись формально - например, в Коле не велось никакой работы. Единст­ венный клуб в г. Мурманске, который развернул антирелигиозную подго­ товку - клуб пищевиков (писали лозунги, организовывали агитбригаду)2. Более инициативными были безбожники Кандалакшского района. Организатором ячейки здесь в июле 1929 г. был главный кондуктор пасса­ жирских поездов - С.М. Сенякин. В 1930 г. он прошел областные антире­ лигиозные курсы, провел несколько октябрин, антирелигиозных вечеров, организовал работу трех агитбригад на лесозаготовках, одну ударную по­ ездную кондукторскую безбожную бригаду службы движения. Им было организовано 15 ячеек СВБ (600 человек), закрыта церковь в дер. Федосе- евке. Но и здесь отмечались недостатки, такие, например, как: слабое ру­ ководство низовыми ячейками, слабая связь антирелигиозной работы с хо­ зяйственными и политическими кампаниями. В августе 1932 г. антирелигиозник Карельского СВБ Иванов посетил «далекий Мурман», выехав в становище Гавриловка, где находилось около 2 тысяч рыбаков Сорокского, Кемского и Кандалакшского районов. По до­ роге туда он остановился в Мурманске, где прочел две лекции - для войск ОГПУ и городского населения на темы «Тайны Соловецкого монастыря» и «Вскрытие мощей Елисея Сумского чудотворца». В становище Гавриловка Иванов прочел пять лекций прямо под от­ крытым небом, на улице. Примечательно, что одна из них проходила с 9 ч. вечера до 5 ч. утра. Главный безбожник Карелии В. Клишко, характеризуя деятельность Иванова, отмечал, что его лекции достигли успеха - рыбаки проголосовали за закрытие местной церкви и предложение священнику стать в трехдневный срок рабочим либо покинуть становище. Священник был вынужден уехать. Позднее Мурманский окружной исполком принял решение устроить в здании церкви больницу для рыбаков3. Однако даже в центральных печатных органах СВБ в начале 1930-х гг. отмечалось, что антирелигиозная пропаганда и работа на Мур­ мане практически не ведется, а там, где и осуществляются какие-либо ме­ Познарев И. Закрепить достижения штурмового месячника // Полярная правда. 1931. 3 декабря. С. 4. Во всеоружии встретим поповско-кулацкое «рождество» // Полярная правда. 1931. 3 января. С. 3. НА РК. Ф. Р-718. Оп. 1. Д. 10/139. JI. 12, 14; Клишко В. Карельские «чудотворцы». Петрозаводск, 1932. С. 22-23. 153

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz