Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.

Таким образом, к 1938-1939 гг. церковная организация в СССР, по сути, была разгромлена. Однако это не означало, что население поголовно стало безбожным. Достигнуть запланированного успеха в ликвидации ре­ лигии к 1937 г. безбожники не смогли. По данным переписи населения 1937 г. две трети сельского и одна треть городского населения продолжали считать себя верующими людьми1. В 1939 г. Е. Ярославский в тексте к статье «О борьбе с религиозными пережитками в сознании трудящихся» отмечал, что, несмотря на все успе­ хи СВБ, борьба с религиозными пережитками не доведена до конца. После некоторого смягчения, а точнее замедления темпов преследо­ вания Церкви в 1939-1940 гг., что, по-видимому, было связано с вхождением в состав СССР новых территорий и с началом II Мировой войны, наиболее существенными изменения государственно-церковных отношений были в период Великой Отечественной войны, что стало следствием обрушив­ шейся на страну трагедии, потребовавшей консолидации всех сил в госу­ дарстве. При этом, безусловно, не следует забывать, что Церковь целиком и полностью разделяла патриотические взгляды большинства населения. Утром 22 июня 1941 г. Местоблюститель Патриаршего Престола ми­ трополит Сергий (Страгородский), отслужив литургию, услышал о начале войны. Он тут же произнес проповедь, обращенную к народу. Знаменитое обращение П.В. Сталина прозвучало лишь 3 июля2. Государство не могло проигнорировать такого выступления Церкви. Уже с начала войны религиозным объединениям Русской Православной Церкви предоставили право расширить издательскую деятельность, прово­ дить общецерковный сбор средств, проводить массовые церемонии и бого­ служения и даже без юридического оформления открывать молитвенные здания. К октябрю 1941 г. прекратился выпуск всех специальных антирели­ гиозных изданий, была ликвидирована антирелигиозная секция при Ин­ ституте философии Академии СССР. Интересно, что в материалах СВБ из личного фонда Е. Ярославского, в 1941 г. встречаются почти хвалебные речи в адрес представителей различных конфессий: «В нашей стране, где обеспечена трудящимся свобода совести, все руководители религиозных объединений, начиная с митрополита Сергия... (многоточие поставлено автором документа. - Ю .Б .), митрополита Введенского, главы обновлен, церкви, епископа... (многоточие поставлено автором документа. - Ю .Б .) главы старообрядческой церкви, главы армянской церкви и мусульманско­ Грашевская О.В. Политика Советского государства в отношении Русской Православ­ ной церкви в 1940-1980-х гг.: центр и местные власти (на материалах Мурманской области): Дис. ... канд. ист. наук. Мурманск, 2005. С. 28; Емельянов Б. Указ. соч. С. 259; Всесоюзная перепись 1937 года. Краткие итоги. М., 1991. С. 106-107 РГАСПИ. Ф. 89. Оп. 4. Д. 80. JI. 1-4; Победоносцев П. Сталин и Церковь глазами со­ временников: патриархов, святых, священников. М., 2012. С. 64. 148

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz