Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.
циями. В конце 1930-х гг. общественное мнение подверглось тотальной об работке в духе распространения антицерковных настроений. В газетах пуб ликовали статьи о вражеском облике духовенства, связывали религиозные организации с фашистскими структурами, антиколхозными силами, дивер сионными и повстанческими организациями. С середины тридцатых годов началось массовое преследование священников, представителей епископа та и мирян, активно участвующих в работе церковных советов. Антирели гиозную кампанию лично возглавлял нарком внутренних дел Н.И. Ежов. Казалось бы, новая, «Сталинская» Конституция 1936 г. вернула ли шенным избирательных прав священникам их равноправный статус с ос тальными гражданами страны, допустила свободное отправление религи озных культов. Однако за внешней демократичностью скрывалось нежела ние дальше мириться с существованием Церкви как социального институ та. Конституция 1936 г. разрешала антирелигиозную пропаганду, но ста тью о свободе религиозной пропаганды, которая была в Конституции 1918 г. она изъяла. Государство рассчитывало, что в сложившихся обстоя тельствах Церковь дальше не сможет проводить активную деятельность по сохранению числа верующих1. Данные о масштабах репрессий в отношении духовенства разнятся. По мнению Н. Емельянова волна гонений 1937-1938 гг. в 20 раз превыша ет гонения 1922 г., за два этих года было арестовано в 4 раза больше свя щенников и мирян, чем в 1930 г.2, а общее число репрессированных свя щенников и мирян достигло в этот период 200 тысяч человек. Комиссия по реабилитации Московской Патриархии называла 350 тысяч пострадавших за веру к 1941 г., из которых не менее 140 тысяч были священниками. С 1938 г. единственной организационной структурой, занимавшейся религи озной политикой, оставался специальный церковный отдел в НКВД . Что касается динамики закрытия церквей в период 1937-1939 гг., то сведения, отражающие эту проблему, являются еще более приблизитель ными, чем данные о гибели священнослужителей. Если к 1917 г. в стране существовало по различным данным от 50 000 до 55 173 православных церквей и от 25 000 до 28 000 часовен и молитвенных домов, то в 1928 г. их насчитывалось уже 30 000, а к 1938 г. 95% всех церквей, действовавших в 20-е гг. XX в., было закрыто. По данным Н. Емельянова, к 1939 г. в РСФСР оставались незакрытыми около 100 храмов из более чем 55 000 действовавших в 1917 г. На свободе пребывали всего 4 правящих архиерея. 1 Шкаровский М.В. Указ. соч. С. 91-92; Куницын И.А. Правовой статус религиозных объединений в России: исторический опыт, особенности и актуальные проблемы. М., 2000. С. 64. 2 Емельянов Н. Оценка статистики гонений на Русскую Православную Церковь с 1917 по 1952 гг. (по данным на январь 1999 г.) // Богословский сборник Православного Свято-Тихоновского Богословского Института. М., 1999. Вып. III. С. 270. 3 Шкаровский М.В. Указ. соч. С. 93. 147
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz