Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.
Политика государства в отношении Церкви в начале тридцатых го дов носила характер очередного натиска на РПЦ и ее духовенство и ве рующих. Духовенство и клирики, лишенные избирательных прав или ог раниченные в отдельных политических или гражданских правах, платили в казну 75% с «нетрудовых доходов», к коим была причислена и плата за от правление культа1. Глава Постоянной комиссии по делам культа П. Смидович в 1930 г. в личном секретном письме в Наркомфин Яковлевой указывал, что налого вое обложение «...священнослужителей проходит на местах в порядке сплошного издевательства, несмотря на принимавшиеся меры. На этой почве дело доходит до самоубийств»2. Не забыли в тридцатые годы и о расширении круга обязанностей священнослужителей. Вместо создания тыловых частей, где они ранее проходили воинскую службу, приказом НКВД № 180 от 12 марта 1930 г. призывников из числа духовенства решено было привлекать к работам на лесных разработках в пределах Сибирского Производственного района3. Вряд ли можно назвать это альтернативным видом службы. С апреля 1932 г. их стали повсеместно привлекать и к лесохимическим работам, то есть к наиболее тяжелым и вредным4. Пожалуй, единственный раз государство пошло на попятную в своей антицерковной политике, да и то из страха перед массовым недовольством и выступлениями в ряде регионов страны. В постановлении ЦК ВКП(б) от 14 марта 1930 г. «О борьбе с искривлениями партийной линии в колхозном движении» ЦК потребовал «решительно прекратить практику закрытия церквей в административном порядке». Комиссия по вопросам культа ста вила вопрос о привлечении нарушителей данного закона к административ ной, а порой уголовной ответственности. Но изменить ситуацию в целом она не могла. В феврале 1933 г., по настоянию представителя ГПУ, она вынуждена была принять постановление «О состоянии религиозных орга низаций», в котором утверждалось, что «необходимо провести решитель ную линию по сокращению возможности влияния служителей культа в массах трудящихся»5. С этого момента можно вести речь о начале нового периода репрессий в жизни Церкви и верующих. После гибели С.М. Кирова в декабре 1934 г. началось нагнетание широкомасштабных репрессий и террора. Не обошли эти волны стороной и Церковь, автоматически зачисленной в ряды врагов и шпионов. В 1937 г. председатель ЦС СВБ Е. Ярославский заявлял, что религиозные организа ции в СССР являются последними легальными реакционными организа 1 Васильева О.Ю. Русская православная церковь в 1927... С. 38. 2 ГА РФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 7. Л. 22. 3 ГАМО. Ф. Р-162. Оп. 1. Д. 292. Л. 126. 4 ГА РФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 19. Л. 217, 234. Одинцов М.И. Хождение по мукам // Наука и религия. 1990. № 7. С. 56. 146
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz