Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.
В ноябре 1929 г. Центральный Совет СВБ всем региональным струк турам отправил директивы об основных направлениях антирелигиозной ра боты на следующий год. Основной задачей в 1930 г. видели пропаганду пя тилетнего плана развития народного хозяйства и «...разоблачение классо вой роли религии и деятельности религиозных организаций, как сил, тор мозящих проведение пятилетки, обслуживающих врагов рабочего класса и трудящегося крестьянства». Работу в деревне предлагалось теснейшим об разом увязывать с практической работой по созданию колхозов. Отмечалось также, что необходимо провести обследование существующих монасты рей, чтобы реорганизовать их, создать на их базе колхозы из бедноты, де мобилизованных красноармейцев, учеников школ крестьянской молодежи. И хотя в 1936 г. Е. Ярославский отрицал существование пятилетнего плана борьбы с религией, все же провозглашение «безбожной пятилетки» имело место: 15 мая 1932 г. она была объявлена декретом правительства за подписью И.В. Сталина1. В середине 1930-х гг. Е. Ярославский отмечал, что в работе СВБ на ступил кризис - быстрые темпы борьбы с религией, увеличение численно сти безбожников привело к тому, что на местах представители государст венных и партийных органов прекратили заниматься антирелигиозной ра ботой, начался распад имевшихся ячеек и советов. Объясняет он это и тем, что «...люди не вели системной антирелигиозной пропаганды, а шли по линии наименьшего сопротивления, закрыть церковь легче всего, это наи более короткий пу ть...»2. Пока СВБ пытался активизировать антирелигиозную пропаганду, го сударство принимало меры по созданию новых органов власти, курирую щих деятельность Церкви, для того, чтобы избежать излишних конфликтов в практике закрытия храмов (в условиях коллективизации это могло соз дать повод для дополнительных волнений в деревне). Была создана Постоянная комиссия по вопросам культа при Прези диуме ВЦИК (1929-1934). Однако деятельность ее оставляла желать луч шего. В январе 1930 г. она уступила давлению и признала целесообразным предоставить облисполкомам и крайисполкомам право окончательного решения о закрытии молитвенных зданий, что повлекло за собой произвол последних. Следующим шагом стало запрещение религиозных съездов, собраний верующих. Постановлением ВЦИК и СНК СССР (февраль 1930 г.) «О борьбе с контрреволюционными элементами в руководящих органах религиозных объединений» предлагалось исключить из них всех кулаков, лишенцев и враждебных советской власти лиц. И тут комиссия осталась в стороне3. 1 ГА РФ. Ф. Р-5407. Оп. 1. Д. 40. Л. 24-24об; РГАСПИ. Ф. 89. Оп. 4. Д. 59. Л. И ; Путь к спасению / Сост. И.М. Косов. Саранск, 1994. С. 206. 2 РГАСПИ. Ф. 89. Оп. 4. Д. 57. Л. 1-2. Одинцов М.И. Хождение по мукам // Наука и религия. 1996. № 6. С. 12; № 7. С. 57. 145
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz