Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.
§ 1. Государственно-церковные отношения в СССР в 30-40-е гг. XX века: теория и практика В декабре 1928 г. на заседании Оргбюро ЦК ВКП(б) по вопросу о мерах по усилению антирелигиозной работы Е. Ярославский заявил, что активность церковников по-прежнему остается высокой. Он вынужден был признать, что число религиозных организаций разных конфессий, их актив составляет около миллиона человек, который пользуется известным влия нием и ведет налаженную пропагандистскую работу1. В тезисах известного историка М.Н. Покровского «Методы борьбы с христианской религиозностью в среде молодежи» в тот же год прозвучала мысль о том, что важнейшее значение приобретает «...борьба с попытками церковников захватить в свои руки воспитание подрастающего поколе ния...», что «...необходимо показать весь вред религиозного воспитания молодежи, эксплуататорский характер библейской проповеди патриар хальной власти отца над детьми...». Он отмечал, что антирелигиозную пропаганду необходимо соединить с «борьбой против пьянства, половой распущенности, сквернословия и других отрицательных явлений в быту молодежи...»2. Возникает вполне резонный вопрос: как же в условиях вне- церковного передового советского революционного воспитания допустили существование таких пороков в среде молодежи? М.Н. Покровский предлагал усилить антирелигиозную пропаганду в школах, готовить комсомольский антирелигиозный актив, усилить куль турную работу. Результатом таких обращений стало превращение Союза Безбожни ков в Союз Воинствующих Безбожников (СВБ) в 1929 г. (добавление ново го слова в данном случае недвусмысленно указывает на изменение мето дов работы, переход от агитации против религии к ее тотальному уничто жению), проведение первой Всесоюзной конференции юных безбожников в августе 1930 г., открытие в 1931 г. Музея истории религии и атеизма в Казанском соборе г. Ленинграда. Переход на воинствующие позиции свидетельствует, что за несколь ко лет весьма активной деятельности безбожникам все-таки не удалось сломить веру. Однако количество безбожников, если ссылаться на их ру ководителя, было внушительным3: более 5 миллионов в самом СВБ, 3 миллиона человек в партии и комсомоле вели антирелигиозную пропа ганду, а всего не связанных с Церковью людей около 20 миллионов. Но и это сочли недостаточным. 1 РГАСПИ. Ф. 89. Оп. 4. Д. 26. Л. 1, 2. 2 РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 23. Д. 862. Л. 1 ,2 ,4 . 3 ГА РФ. Ф. Р-5407. Оп. 1. Д. 17. Л. 12; РГАСПИ. Ф. 89. Оп. 4. Д. 37. Л. 4; РГАСПИ. Ф. 89. Оп. 4. Д. 132. Л. 8. 144
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz