Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.

§ 1. Государственно-церковные отношения в СССР в 30-40-е гг. XX века: теория и практика В декабре 1928 г. на заседании Оргбюро ЦК ВКП(б) по вопросу о мерах по усилению антирелигиозной работы Е. Ярославский заявил, что активность церковников по-прежнему остается высокой. Он вынужден был признать, что число религиозных организаций разных конфессий, их актив составляет около миллиона человек, который пользуется известным влия­ нием и ведет налаженную пропагандистскую работу1. В тезисах известного историка М.Н. Покровского «Методы борьбы с христианской религиозностью в среде молодежи» в тот же год прозвучала мысль о том, что важнейшее значение приобретает «...борьба с попытками церковников захватить в свои руки воспитание подрастающего поколе­ ния...», что «...необходимо показать весь вред религиозного воспитания молодежи, эксплуататорский характер библейской проповеди патриар­ хальной власти отца над детьми...». Он отмечал, что антирелигиозную пропаганду необходимо соединить с «борьбой против пьянства, половой распущенности, сквернословия и других отрицательных явлений в быту молодежи...»2. Возникает вполне резонный вопрос: как же в условиях вне- церковного передового советского революционного воспитания допустили существование таких пороков в среде молодежи? М.Н. Покровский предлагал усилить антирелигиозную пропаганду в школах, готовить комсомольский антирелигиозный актив, усилить куль­ турную работу. Результатом таких обращений стало превращение Союза Безбожни­ ков в Союз Воинствующих Безбожников (СВБ) в 1929 г. (добавление ново­ го слова в данном случае недвусмысленно указывает на изменение мето­ дов работы, переход от агитации против религии к ее тотальному уничто­ жению), проведение первой Всесоюзной конференции юных безбожников в августе 1930 г., открытие в 1931 г. Музея истории религии и атеизма в Казанском соборе г. Ленинграда. Переход на воинствующие позиции свидетельствует, что за несколь­ ко лет весьма активной деятельности безбожникам все-таки не удалось сломить веру. Однако количество безбожников, если ссылаться на их ру­ ководителя, было внушительным3: более 5 миллионов в самом СВБ, 3 миллиона человек в партии и комсомоле вели антирелигиозную пропа­ ганду, а всего не связанных с Церковью людей около 20 миллионов. Но и это сочли недостаточным. 1 РГАСПИ. Ф. 89. Оп. 4. Д. 26. Л. 1, 2. 2 РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 23. Д. 862. Л. 1 ,2 ,4 . 3 ГА РФ. Ф. Р-5407. Оп. 1. Д. 17. Л. 12; РГАСПИ. Ф. 89. Оп. 4. Д. 37. Л. 4; РГАСПИ. Ф. 89. Оп. 4. Д. 132. Л. 8. 144

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz