Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.
третьем займе индустриализации и дне коллективизации, параллельно с этими выступлениями предполагая провести и антирелигиозные меро приятия. Сенякин, как председатель ячейки Союза Безбожников (по- видимому, в Кандалакше), провел антирелигиозную беседу, после которой часть княжегубцев высказалась за создание безбожной организации в сво ем селе и о закрытии местной церкви. Верующих тут же попросили успо коиться: «...Кандалакшские транспортники рабочие приехали не закры вать церковь... Они приехали разъяснить, что религия есть дурман, яд для народа и когда это поймет большинство княжегубцев, то они сами убедят ся, что им церковь не нужна и закроют ее сами». В будущую княжегуб- скую ячейку безбожников записалось 30 человек, которые решили в бли жайшие религиозные праздники провести диспут с местным священником . Хотя и была развернута широкая антирелигиозная пропаганда на Кольском Севере во второй половине 1920-х гг., сами безбожники края не были довольны ее качеством. Созданный в 1925 г. Союз Безбожников в г. Мурманске курировал деятельность всех безбожников губернии, а затем и Мурманского округа. Однако даже на окружную конференцию, прохо дившую в 1929 г., из 500 городских и 300 деревенских безбожников при было лишь 25 человек. Уже в мае 1929 г. появилась статья «На антирели гиозном фронте», в которой подробнейшим образом обговаривались недо четы безбожников края: «Работники бюро ячеек союза безбожников со вершенно не чувствуют себя ответственными за порученную им работу, кое-как проводя антирелигиозную пропаганду исключительно от случая к случаю - от пасхи до рождества. Существуют уголки безбожников, но ни какой действенной работы в них не ведется... Клубы также не ведут сис тематической работы в этой отрасли...»2. Активизация этой деятельности придется лишь на вторую половину тридцатых годов и будет напрямую связана с кампаниями по окончательной ликвидации храмов и с арестами священнослужителей в Мурманской области. Рассмотрев вопрос об эволюции советского законодательства в об ласти государственно-церковных отношений и его применения на примере Кольского Севера, можно выделить основные особенности данной эпохи, с точки зрения интересующей нас темы. Законодательство 1920-х гг. сделало предметом правового регулирования не все общественные отношения, возникающие в связи с отправлением религиозных культов, а лишь неко торые из них, наиболее существенные для советского государства, прежде всего имущественные, земельные. Как таковая свобода совести на практи ке и в законодательстве никогда не была отражена: допускалась, и то в весьма ограниченном виде, свобода на выполнение религиозных обрядов3. 1 Княжегубцы - безбожники // Красная Карелия. 1929. 15 октября. С. 2. Конференция союза безбожников // Полярная правда. 1929. 8 января. С. 4; 14 мая. С. 4 Желнакова Н.Ю. Государственная политика по отношению к русской православной церкви в 1920-1930-е годы: Дис. ... канд. ист. наук. М., 1995. С. 95, 96. 140
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz