Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.

тельством продуктов у своих прихожан, а священник Попов и дьяк из Вар- зуги заставляют односельчан работать на себя, что в Ловозеро священник долго маскировался под «пролетария» в местном кооперативе, но был ра­ зоблачен и изгнан из него и т.д.1 В отчете о работе Мурманского губкома РКСМ с 1 декабря 1923 г. по 1 марта 1924 г. сообщается, что влияние Церкви как в городе, так и в де­ ревне на молодежь в регионе не распространяется. Позднее, отчитываясь о проведении антипасхальных мероприятий 7 -9 апреля, представители Мур­ манского губкома РКСМ отмечали успех лекций и театральных постано­ вок на антирелигиозные темы. Однако, судя по отчету, мероприятия ус­ пешно прошли лишь в Кандалакше, Мурманске и Александровске. При­ чем, в Александровске вновь не смогли удержаться от карикатур на рели­ гию - провели «заутреннюю» с помещением «богов» в гроб2. Лишь к 1925 г. ситуация в деле антирелигиозной пропаганды в Мур­ манской губернии стала меняться. В статье В. Серебряного «Как прово­ дить пасхальную антирелигиозную кампанию в нынешнем году» отмеча­ лось, что бессодержательные «...насмешки над религией, резкие выпады, крикливая анти-поповщина - все это нужно оставить»3. Приветствовался переход к новому советскому быту. В газетах 1924-1925 г. отмечали проведение «красных свадеб», проводили «красные октябрины», ратуя за отказ от церковного венчания и таинства крещения, срыв проведения религиозных праздников и т.п.4 Можно упомянуть и о полемике по закрытию церкви в Мурманске, о которой шла речь в преды­ дущем параграфе. Однако темпы и результаты антирелигиозной работы в Мурманской губернии не очень-то радовали ее руководителей. В протоколе № 8 заседа­ ния агитколлегии Мурманского губкома РКП(б) отмечалось, что работу надо признать, находящейся в зачаточном состоянии. Предлагалось стре­ миться к углублению содержания работы в уже существующих ячейках, а ввиду отсутствия пропагандистских сил, сосредоточить внимание на про­ ведении массовых антирелигиозных кампаний5. 14 октября 1925 г. союз друзей газеты «Безбожник», существовав­ ший с 1923 г. в Мурманской губернии был переименован в «Союз Безбож­ ников»6. 1 Религия и коммунизм, или поп в кооперативе // Полярная правда. 1924. 7 мая. С. 2; Поповские трудники // Полярная правда. 1924. 25 июня. С. 2; Поп - вымогатель // Полярная правда. 1924. 23 апреля. С. 4 2 ЦГАИПД СПб. Ф. К-599. Оп. 1.Д. 108. Л. 7, 14-15. 3 Полярная правда. 1925. 9 апреля. С. 1. Напр.: Попов К. Новый быт // Полярная правда. 1924. 2 сентября. С. 2; Военкор Чид- сон. Красные Октябрины // Полярная правда. 1924. 9 октября. С. 4; Хороший почин (красные свадьбы) // Полярная правда. 1925. 2 апреля. С. 3. 5 ЦГАИПД СПб. Ф. 9. Оп. 1. Д. 2477. Л. 7. 6 ЦГАИПД СПб. Ф. 9. Оп. 1. Д. 2477. Л. 51. 138

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz