Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.

В отчете Мурманской губернской организации РКСМ «О Комсо­ мольском рождестве на Мурмане» (6 февраля 1924 г.) отмечалось, что в первых числах декабря 1923 г. на заседании агитколлегии губкома РКП(б) был поставлен вопрос о подготовке к рождеству. При этом отмечалось, что была создана специальная комиссия по проведению «комсомольских свя­ ток», хотя сама идея этого мероприятия была почти никому неизвестна: «Комиссия думала ограничиться проведением лекции антирелигиозного содержания и устройством семейного вечера... надеясь все уладить в по­ следнюю неделю». Ситуация для местных антирелигиозников улучшилась лишь после приезда командированного Северо-Западным Бюро ЦК РКП(б) тов. Степанова, который провел в г. Мурманске в конце декабря 1923 г. че­ тыре антирелигиозные лекции. В г. Мурманске окончательные приготов­ ления к проведению «комсомольского рождества» закончились лишь в де­ сять часов вечера 5 января 1924 г. Хотя, судя по отчету, мурманская орга­ низация РКСМ не усвоила советов БЮРО ЦК РКСМ: 6 января в театре провели лекции и спектакли по антирелигиозной тематике, а вот потом... « ...с шумом вылетает на улицу толпа комсомольцев с факелами. Впереди человек одетый в белое. За ним на санках тащат истукана. С истуканом картины и карикатуры “Селянская Богородица” бросается в глаза. ...Ис­ тукан намалеван наподобие Бога. Немного сзади окруженный тесным кольцом комсомольцев идет человек в красном. Впереди поют “Рождество твое Христе Боже наш” . Сзади тихо напевают революционные песни... Ре­ волюционные песни поются все явственнее и громче... Сжигают Бога. За­ дорный смех несется со всех сторон. Облитый керосином «Бог» горит яр­ ко... слова Красного: "Наше Рождество - это день научного понимания мифологии. День разрыва вековых традиций... Сжигая Бога мы рвем рели­ гиозные вериги ...” ...Карнавал создал эффект. Если мало было точного- научного, то это не значит, что было шаблонным и похабным»1. Забыли о запрете на карнавалы и шествия с факелами и при проведении антирожде­ ственских мероприятий в Кандалакше - после спектакля и лекций устрои­ ли «факельцук» (шествие с факелами и «хоругвями» - портреты Ленина и Либкнехта, карикатурами царя, попа, кулака, с пением песен на церковные мотивы и трезвоном сковород). В г. Александровске провели детскую ел­ ку, шесть маскарадов. Эти мероприятия ошеломили жителей Кольского Севера - по г. Мурманску в отчете указывалось, что после сжигания «Бо­ га» публика «.. .точно ошарашенная стоит не шелохнется»2. В 1924 гг. в местной печати появляются призывы читать и покупать атеистическую литературу, посещать антирелигиозные лекции. В перио­ дической печати появляются разоблачительные статьи против священни­ ков. В частности, сообщается, что священник с. Умба занимается вымога­ 1 Центральный государственный архив историко-политических документов, г. Санкт- Петербург (ЦГАИПД СПб). Ф. К-599. Оп. 1. Д. 108. Л. 3. 2 ЦГАИПД СПб. Ф. К-599. Оп. 1. Д. 108. Л. 3. 137

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz