Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.

Исходным пунктом для систематической антирелигиозной пропа­ ганды должна была послужить «комсомольская пасха». Как видно из отче­ та мая 1923 г., данная акция успешно прошла в Коле и Мурманске, а в Александровске - нет, т.к., по мнению антирелигиозников, «обывательское и лицемерное» население своей психологией подорвало данную кампанию. В том же Александровске не удалось «как следует» провести на следую­ щий год и кампанию «комсомольского рождества». И дело здесь, наверное, не только в нехватке антирелигиозной литературы, но и в сохранении тра­ диций и веры не только среди русского православного населения, но и среди финнов. Так, в Тюва губе финны запирали дома детей, чтобы те не шли на антирелигиозные собрания1. В целом планы антирелигиозного кружка г. Мурманска поражают сво­ ей детализацией и подробностью. Мероприятия расписаны буквально по дням. Так, в апреле 1923 г. предполагалось провести работу по изучению баптистов, поместить в газете антирелигиозные статьи, подготовить работу волостных антирелигиозных конференций. В мае предусматривались лек­ ции и фильмы, разоблачающие религию, подбор литературы для атеисти­ ческой библиотеки, в июне и июле - устройство диспута между право­ славными священниками и баптистским духовенством. Причем диспут предполагалось вызвать газетной кампанией, но, в крайнем случае, допус­ калось и прямое давление на священнослужителей. Интересно, что в то же время, предполагалось проведение политсуда над комсомольцами, осквер­ нившими христианские праздники. Из дополнительных кампаний на мес­ тах предложили провести «комсомольское вознесение» и «комсомольскую троицу». Правда, газеты в 1922-1923 гг. не очень активно включились в работу по распространению антирелигиозных взглядов. Буквально не­ сколько статей было посвящено агитации за обновленческую Церковь, борьбе с голодом, соотнесению дат юлианского и григорианского стилей при определении выходных дней с учетом праздников верующих и подго­ товке к комсомольскому рождеству в начале 1924 г.2 Секретарь Мурманского губкома PJIKCM Финкельштейн и заведую­ щий агитотделом Мурманского губкома РЛКСМ Зильберман подчеркивали, что «Комсомольская пасха в отличие от предыдущих празднований должна охватить максимум взрослого населения рыбаков и оленеводов». Однако как ни ратовали за проведение антирелигиозных кампаний, население д а л е к о не охотно на них откликалось. В Тетринском волисполкоме к о м с о м о л ь с к а я ячейка отмечала, что «комсомольское рождество» здесь не проводилось, т.к. « ...у рыбацкого населения засел глубокий корень религии, к о т о р ы й необходимо вырвать... не насмешками, а научными доказательствами...»3- ’ ГАМО. Ф. П -З.Оп. 1. Л. 2а-2 д, 12, 51; ГАМО. Ф. П-466. Оп. 1.Д . 121. Л. 29. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 60. Д. 615. Л. 3-5, 24; Полярная правда. 1922. 20 июля. С. 2; 5 ок­ тября. С. 6; Полярная правда. 1923. 4 августа. С. 4; 11 августа. С. 1,2; 15 д е к а б р я . С. 3. ГАМО. Ф. П-466. Оп. 1. Д. 239. Л. 1, 2. 136

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz