Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.
никому позорить мое политически честное имя... Я был всегда револю ционер... имя умбского попа, как смелого борца за правду, стало известно от Поноя до Оланги и даже д альш е...»1. Такие священники пополняли ряды появлявшихся в крае безбожников, об антирелигиозной работе которых пойдет речь в следующем параграфе. § 3. Антирелигиозная работа и атеистическая пропаганда региональных структур Союза Безбожников На местах большинство партийных и комсомольских организаций хо тя и достаточно быстро откликнулось на инициативу центра по проведению антирелигиозных кампаний, но особой активности на первых порах не про являло. В 1921 г. лишь несколько заметок антирелигиозного толка появились на страницах местной печати Кольского Севера. В них содержалась критика деятельности Церкви и верующих, осуждение прихожан за материальную поддержку своих священников, призыв провести праздник 1 мая под анти религиозными лозунгами для духовного раскрепощения трудящихся (он совпал с Пасхой). Местный агитатор Д. Яворский утверждал, что религия «...доживает свои последние дни и только тогда мир вздохнет облегченно, - 2 когда он совершенно отделается от темноты и религиозных веровании» . В 1922 г. были сформулированы основные задачи мурманских партий ных организаций в деле антирелигиозной пропаганды. В них отмечалось, что « ...в настоящее время, в особенности у нас на Мурмане, члены партии обна руживают полное равнодушие, а в худшем случае и некоторое послабление по отношению к религии и религиозным организациям». В то же время под черкивалось, что все население побережья поголовно религиозно, а автори тет Церкви и священников стоит весьма высоко, так, что они буквально ру ководят населением. В результате были приняты следующие решения: «...как можно скорее приступайте к деятельной антирелигиозной пропа ганде... если духовенство или община верующих начинает уклоняться... в сторону контрреволюции, немедленно возбуждайте против них законное преследование»3. В марте 1923 г. был создан антирелигиозный кружок при агитотделе Мурманского губкома. Каждое воскресенье он проводил занятия в Доме Просвещения. Первые лекции были посвящены разоблачениям религиоз ных праздников, вопросам происхождения религии, здесь же подготавли вались карикатуры антирелигиозного толка4. 1 ГАМО. Ф. Р-88. Оп. 1.Д. 179. Л. 157, 158. Полярная правда. 1921. 9 апреля. С. 2; 1 мая. С. 2; 25 июня. С. 2. 3 ГАМО. Ф. П-3. Оп. 1. Д. 74. Л. 42, 42в. 4 ГАМО. Ф. П-3. Оп. 1. Д. 121. Л. 82а, 83, 88, 89. 135
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz