Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.

щим в духовном сане. Примечательно в этом плане дело семьи Мелетие- вых. Глава семейства, Константин Мелетиев, в течение многих лет был на­ стоятелем Кольского Благовещенского собора и благочинным. Члены его семьи были лишены вместе с ним избирательных прав. Правда, его жена Анфиса Мелетиева пыталась против этого протестовать на основании того, что она не живет на «нетрудовые доходы» мужа, а работает, но решение оставили в силе, лишив ее избирательных прав как антисоветский элемент и находящуюся под религиозным влиянием мужа. Из трех их детей вос­ становиться в правах удалось лишь Вячеславу Мелетиеву, так как он зани­ мался общественно-полезным трудом (он член колхоза рыбацкого «Про­ буждение») и проходил службу в РККА, а также порвал с отцом. Однако разрыв с отцом был лишь пустой формальностью, о чем свидетельствует весьма теплое письмо, написанное главе семьи сыном из армии1. Однако, помимо тех, кто готов был мириться со своим статусом «лишенца», были на Кольском Севере и те, кто добровольно снял с себя духовный сан - заштатный священник Стефан Красильников, псаломщик Коковин, священник Анатолий Попов, священник Алексей Копылов2. Все они были восстановлены в избирательных правах и приглашены на работу в советские учреждения. Особенно показательным был отказ от веры свя­ щенника Анатолия Попова, о деятельности которого в 1918 г. уже говори­ лось в предыдущей главе. 13 января 1925 г. в газете «Полярная правда» было опубликовано его письмо о снятии сана, в котором он отмечал, что в мае 1924 г. он « ...н е только снял с себя сан жреца, но и вышел со всем се­ мейством из коллектива т.н. верующих. Собственно говоря, я никогда и не был священником в обычном смысле этого слова, так как мои убеждения не могли вмещаться в узкие рамки любого церковного исповедания. Надел рясу... для наиболее авторитетной работы на пользу просвещения людей в смысле раскрепощения их от духовно-телесных уз рабства... амвон был превращен мною в политическую трибуну»3. В Государственном архиве Мурманской области сохранилось еще одно его пламенное обращение к населению по поводу снятия с себя сана под названием (эпиграфом) «Именем бессмертного всемирного вождя тру­ дящихся, обремененных и освобожденных, Владимира Ильича Ленина, усерднейше прошу редакцию «Полярной Правды» поместить открытое письмо моему бывш. другу П.П. Антонову на добрую память». В нем он писал: «Когда я был Попом, меня с ног до головы обливали самыми гряз­ ными, заразными помоями. И по делом скажу, мало этого дураку!! Когда я отрезвился, рассчитался с религией, поставив над нею крест, не позволю 1 ГАМО. Ф. Р-88. Оп. 1. Д. 99. Л. 1-12об; ГАМО. Ф. Р-88. Оп. 1. Д. 100. Л. 13, 22; ГАМО. Ф. Р-88. Оп. 1. Д. 101. Л. 83, 80; ГАМО. Ф. Р-88. Оп. 1. Д. 179. Л. 4об-133; ГАМО. Ф. Р-264. Оп. 1. Д. 89. Л. 84, 85. 2 ГАМО.Ф . Р-88,Оп. 1.Д. 178.Л. 15,130,141,157;ГАМ О .Ф .Р -88.0п. 1. Д. 179. Л. 151,182. 3 Священники разоблачаются // Полярная правда. 1925. 13 января. С. 2. 134

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz