Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.
ской власти, во главе с бездельниками и агитаторами по Антисоветской линии - ПОПАМИ... Мурманск, исключительный город в СССР, в кото ром нет убежища для открытой атаки, против власти Рабочих и Крестьян, а поэтому, дабы избегнуть укоров со стороны, мы все как один должны встать на линию прямого протеста ко всем, от кого зависит пропаганда об этом зле...». В протоколе общего собрания рабочих и служащих механиче ских мастерских Мурпромконторы Севгопрыбтреста также дана отрица тельная оценка решению об открытии церкви: «...Мурманск, строящийся нашими мозолистыми руками, не допустит, чтобы наряду со строительст вом Социалистического Хозяйства, строились гнезда темноты, рабства и духовного разложения несознательной части населения». Общее собрание пекарни «Красный Мурманец» отмечало, что « ...в момент культурной ре волюции расходование средств на народный дурман есть преступление против строительства социализма и рабоче-крестьянской массы»1. Между тем, верующие в своем ходатайстве (10.02.1928 г.) пролили свет на то, как использовалась после закрытия Никольская церковь: «В первое время в здании ликвидированного храма производилась игра: в футбол и в гимнастические упражнения небольшой команды красноармей цев. Впоследствии, в зиму 1926 года и 1927 года здание было оборудовано, вероятно, Муркомагом № 1 под общежитие грузчиков, занятых на работах в Порту, в каковом были устроены нары и разные перегородки. В настоя щее время здание ликвидированного храма совершенно пустует...» . Из церкви были изъяты колокола общим весом в 402 кг, которые бы ли приняты от уполномоченного группы верующих и сданы 15 декабря 1929 г. в Госфонд Мурманского окружного финансового отдела. С 1924 г. Мурманск стал первым губернским городом, в котором не было церкви, и оставался таковым до 1946 г.3 Неслучайно во всех отрицательных характеристиках деятельности священников и групп верующих обращается внимание на их принадлеж ность к «старому» миру. В рассматриваемый период духовенство и их ближайшие родственники (вплоть до 1936 г.) не допускались к полноцен ной жизни в «новом» мире, оставаясь лишенными избирательных прав. Наиболее подробные списки «лишенцев» по Кольскому полуострову отно сятся к 1924-1925 гг. Примечательно, что лишенными избирательных прав оказывались не только священнослужители, но и церковные старосты, сто рожа, не имевшие духовного сана - за связь с культом. Чтобы членам се мьи священника добиться избирательных прав было возможно, им необхо димо было полностью порвать со своим отцом, сыном или мужем, состоя 1 Центральный государственный архив г. Санкт-Петербурга (ЦГА СПб). Ф. 1000. Оп. 12. Д. 156. JI. 78-84, 86, 87; Была церковь - стал спортклуб // Полярная правда. 1925.28 февраля. С. 3; Подпокровом святых //Полярная правда. 1929. 10 апреля. С. 3. 2 ЦГА СПб. Ф. 7383. Оп. 1 .Д .4 1 .Л . 1-2. 3 ГАМО. Ф. Р-162. Оп. 1.Д. 364. Л. 2. 133
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz