Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.
об этом незамедлительно будет доложено патриархии, с сообщением о ме рах, принятых к виновному»1. Помимо административного порядка весьма важно представлять ре альную жизнь приходов Кольского Севера в 1920-е гг. Как уже указыва лось, даже представители кружков и групп антирелигиозной пропаганды вынуждены были признать, что большинство населения края остается ве рующим. Однако жизнь в приходах резко изменилась. Об этом свидетель ствуют и письма священнослужителей на имя благочинного о. Константи на Мелетиева. Письма носят неформальный характер и тем отчетливее и правдивее дают характеристику приходов. В 1927 г. Арсений Авраамович Хохлов (в монашеском постриге о. Александр) сообщал из Тетринского прихода о. Константину Мелетиеву, что в данном приходе постоянного псаломщи ка нет, за него правит службу «...и з мужичков, когда им свободно, а пото му и бывают большие перерывы во время их отъезда на рыбные промыс лы», поэтому часто приходится служить без обедни. Дает о. Александр и краткую характеристику жизни своего прихода: «Церковь посещается во время богослужений преимущественно женским полом, из мужчин ходят немного, в деревнях есть последователи партии, но когда в праздники хо жу с крестом, то во всех домах принимают и не пришлось встретить, чтобы в каком из них... не было икон, хотя мужчины-то и при оттолкнулись, но жены их остаются верующими, ходят в церковь. Я со своей стороны гру бостей не вижу»2. Как видим, сохранялось «сочувственное» отношение не которых представителей партии к религии на местах. Традиция и вера подчас оказываются сильнее конъюнктурных соображений. Однако подобные настроения присутствовали не везде. Священник Иоанн Разумов с грустью сообщал из Териберского прихода, что он удив лен холодности отношения прихожан к посещению храма и выполнению христианских таинств исповеди (покаяния) и причастия. Очень мало лю дей, которые своим благочестием и религиозными убеждениями могли бы повлиять на молодое поколение: «Не выработалось из местных стариков и пожилых людей церковников, т.е. чтецов, певцов и других участников бо гослужений»3. Подробные сведения есть о приходе в с. Оленица. Священником там с 1928 г. был иеромонах Моисей (Кожин). Он жаловался на малочислен ность прихожан, но отмечал, что народ добрый, правда, бедный, так как промыслов нет. В приходе всего пять человек неверующих, маловерующих и неоплачивающих церковных расходов - 42 человека (из них семеро - де ти), а 137 человек истинно веруют. В местной церкви недостаточно утвари 1 ГАМО .Ф . И -16.Д . 26 1.Л . 19об. 2 ГАМО. Ф. И-17. Оп. 1. Д. 349. Л. 1-2об. 3 ГАМО. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 261. Л. 20, 20об. 130
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz