Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.

вой церкви и иметь представителя, дабы верующие могли иметь понятие об этой церкви». От редакции отмечалось, что Копылов стал первым, кто выдвинул на Мурмане вопрос об обновлении церкви1. Весьма любопытные данные обнаружила анкета по обследованию религиозной обстановки в Мурманской губернии в 1924 г. В ходе нее вы­ яснилось, что из числа православного духовенства на Кольском Севере все священники тихоновского направления. Лишь один раз встречается упо­ минание об обновленческом священнике в Териберке, да и то в небольшой заметке антирелигиозного толка, чтобы продемонстрировать церковную неразбериху2. В целом, имеющиеся материалы свидетельствуют, что обновленцев в 1920-е гг. в Мурманской губернии не было. Нет упоминания о них и в дальнейшем: «...Новые церковные веяния к нам не проникли; попы служат по старине, на свой риск и страх, вряд ли признавая какую-нибудь высшую духовную инстанцию»3 (по всей видимости, речь идет об обновленческой верхушке в Архангельской епархиальной иерархии (с 1923 г.), ведь с этого времени не встречаются никакие документы оттуда)... В 1923 г. местная власть еще ищет компромисс в отношениях с ве­ рующими. Например, идет им навстречу в переносе выходных дней на праздничные, с точки зрения религиозных традиций, дни, учитывая пере­ ход государства на новый григорианский стиль, в то время как Церковь ос­ тавили для богослужебной практики в рамках юлианского стиля. Однако в том же году она продолжает развертывать агитацию за обновление Церкви. Некий В.Г. Данский писал, что обновленческая Церковь не только призна­ ет советскую власть, но и стремится стать церковью бедняков, церковью народной». Правда, сам же делает вывод о том, что и тихоновская, и об­ новленческая Церкви и все их толки по существу чужды революции4. Кольская земля избежала влияния обновленцев, но столкнулась с иным расколом, внутри Мурманской общины верующих и причта Николь­ ской церкви. В 1924 г. Никольская церковь г. Мурманска была закрыта (об этом будет сказано несколько позднее), но община верующих сохранилась и проводила молитвенные собрания и богослужения в специально отве­ денном для этого доме. Постоянное число прихожан уже не превышало и ста человек. В 1928 г. произошел переход Мурманского прихода под управление викарного епископа Гдовского Дмитрия (он относится к так называемым не поминающим, тем, кто не признал декларации митрополи­ та Сергия в 1927 г.) по инициативе временно назначенного в приход в ка­ честве священника иеромонаха Арсения (Коноплева). Причиной для пере­ 1 Полярная правда. 1922. 5 октября. С. 6. Кривошеин Ф. Религиозная неразбериха // Полярная правда. 1924. 27 февраля. С. 2. 3 ГАМО. Ф. П-3. Оп. 1. Д. 177. Л. 121-128. Полярная правда. 1923. 4 августа. С. 4; Данский В.Г. Тихоновская или обновленче­ ская церковь // Полярная правда. 1923. 11 августа. С. 1. 128

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz