Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.

верующих обменяли на монеты и серебряный лом. Интересно, что власть поступила с храмами Колы в 1922 г. весьма благожелательно: им оставили как старину Евангелие (1698 г.), ризы на иконах Тверской Божьей Матери и Николая Чудотворца «как чтимые местным населением», так же посту­ пили и с иконами Трифона Печенгского и Троицы1. Подобного рода обра­ щение в те годы встречалось редко. В Александровске изъяли лампады, ризы, кадила, наперсный сереб­ ряный (с позолотой) крест. Всего изъятия из Александровска и Колы дали 1 пуд 9 фунтов 61 золотник серебра и 8 золотников 24 доли золота. В Александровске жена священника Татьяна Алексеевна Мартынова добро­ вольно пожертвовала серебряный стакан и крышки от серебряных часов". Клировая ведомость Никольской церкви г. Мурманска за 1922 г. на­ глядно демонстрирует, что молодой приход губернского центра не обладал какими-либо ценностями. Жалованье диакона здесь «нэповскими деньга­ ми» (до денежной реформы) составляло 35 млн. в месяц. Комиссии по изъятию можно было рассчитывать лишь на добро­ вольные сборы -верующих в помощь голодающим. Из Мурманской Ни­ кольской церкви было принято в пользу голодающих 5 миллионов 620 ты­ сяч рублей, а из Чаваньгского прихода - тридцать тысяч рублей «прежни­ ми денежными знаками»3. Священник Кандалакшского прихода Н. Кузне­ цов обратился 29 апреля 1922 г. к верующим с призывом оказать помощь голодающим и на деле доказать, что они истинные христиане. Сразу же после этого командир железнодорожного полка произвел здесь денежный сбор, отметив: «По больше бы таких искренних христиан, тогда скорее бы спасли мы погибающее Поволжье». Однако ровно через месяц настроение граждан с. Кандалакша изменилось - в ответ на очередные призывы свя­ щенника они (особенно женщины) кричали, что голода нет, что ничего они больше не дадут. Как бы то ни было, в Кандалакше изъяли серебра на 200 серебряных рублей (из них 60 рублей золотом). Это были деньги не Церкви, а самих верующих. Ковда и Кереть последовали примеру канда- лакшан. В Княжой губе из-за отсутствия церковных ценностей граждане собрали 300 пудов сельди4. В 1922 г. появляются первые попытки через заштатных, а точнее снявших с себя сан священников через местную газету пропагандировать взгляды церковных реформаторов - обновленцев. Так, бывший священник Копылов отмечал в своем письме в редакцию: «...Думаешь, наконец-то и наше духовенство вдумалось и намерено помогать в строительстве отече­ ства рука об руку с Советским правительством... Нашему северному Мур­ манскому духовенству также необходимо участвовать в строительстве но­ 1 ГАМО. Ф. Р-106. Оп. 1.Д. 18. Л. 1-3; ГАМО. Ф. И-16. Оп. 1.Д. 247. Л. 1,2. 2 ГАМО. Ф. Р -106. Оп. 1.Д . 18. Л. 6, 8; ГАМО. Ф. Р-77. Оп. 1. Д. 14. Л. 16. 3 ГАМО. Ф. Р-106. Оп. 1.Д . 18. Л. 5; ГАМО. Ф. И-15. Оп. 1.Д . 5 .Л .6 . Карельский коммунист. 1922. 29 апреля. С. 3; 29 мая. С. 3; 8 июня. С. 3. 127

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz