Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.

ников в 1920-е гг. в рассекреченных материалах архивов сегодня не выяв­ лено. В сложнейшем положении оказался расположенный с 1921 г. за гра­ ницей Трифоно-Печенгский монастырь. В июле 1921 г. Печенгу посетил президент Столберг, успокоивший монахов тем, что монастырю разрешат продолжать свою деятельность без всякого стеснения, под защитой закона Финляндии. Однако вся собственность монастыря была передана финско­ му государству, что было, по мнению губернатора (наместника) Финлян­ дии И. Хелениуса, вполне правомерным - если монастырская собствен­ ность ранее принадлежала Российской империи, то теперь она должна принадлежать государству, на территории которого оказалась обитель. Даже церковь Рождества Христова в Печенге была отдана лютеранской общине, а монахи получили право лишь дважды в год совершать там службу по православному обряду1. Спасаясь от одних лишений, они столк­ нулись с иными. К тому же не следует забывать, что и с точки зрения церковной юрисдикции монастырь перешел в ведение Финляндской Православной Церкви, стал использовать принятый в ней григорианский календарь. Пребывая долгое время без настоятеля, монастырь испытывал труд­ ности в организации своей духовной жизни. 19 октября 1921 г. главой оби­ тели был назначен монах Иакинф (Якинф) из Валаамского монастыря, а его заместителем о. Азарий из того же монастыря. 30 декабря того же года он вступил в свою должность. В своих письмах он отмечал, братия была рада его прибытию, относилась к нему с уважением. Здесь было 47 мона­ шествующих, все население при обители - русское. Были в письмах и характеристики бытовой жизни монастыря: «Про­ довольствие и пища хорошие: на холодное подают треску с картошкой, ино­ гда жирные селедки, иногда семгу; щи с треской и еще с какой-то рыбой, уха из свежих сельдей; каша бывает или гречневая, или пшеничная, или геркулесовая...». Понимая, что братия у него «простенькая», но радеющая о службе, что сам он лишь одну седмицу был в сане игумена, о. Иакинф заранее просил у братии прощение за какие-либо ошибки по службе. Были вещи, которые его несколько огорчали: «...устроение у братии внешнее, материальное, воспитаны на физическом труде, церковь и духов­ ное развитие - на втором плане». Желая изменить, сложившуюся ситуа­ цию, настоятель действовал через увещевания, проповеди. О. Иакинф про­ был настоятелем обители до октября 1931 г.2 ГАМО. Ф. Р-88. Оп. 1. Д. 179. Л. 46, 62об; ГАМО. Ф. И-17. Оп. 1. Д. 363. Л. И; ГААО. Ф. 1025. Оп. 5. Д. 1259. Л. 25; ГАМО. Ф. Р-77. Оп. 1. Д. 15. Л. 42об. Мацак В. П еченга-П етсамо... 2 марта. С. 2. Поливцев С., священник. Указ. соч. С. 144-146, 150; Алексеев Иоанн, схиигумен. За­ гляни в свое сердце. Жизнеописание. Письма Валаамского старца. М., 2003. С. 6, 8, 13-17. 125

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz