Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.
ников в 1920-е гг. в рассекреченных материалах архивов сегодня не выяв лено. В сложнейшем положении оказался расположенный с 1921 г. за гра ницей Трифоно-Печенгский монастырь. В июле 1921 г. Печенгу посетил президент Столберг, успокоивший монахов тем, что монастырю разрешат продолжать свою деятельность без всякого стеснения, под защитой закона Финляндии. Однако вся собственность монастыря была передана финско му государству, что было, по мнению губернатора (наместника) Финлян дии И. Хелениуса, вполне правомерным - если монастырская собствен ность ранее принадлежала Российской империи, то теперь она должна принадлежать государству, на территории которого оказалась обитель. Даже церковь Рождества Христова в Печенге была отдана лютеранской общине, а монахи получили право лишь дважды в год совершать там службу по православному обряду1. Спасаясь от одних лишений, они столк нулись с иными. К тому же не следует забывать, что и с точки зрения церковной юрисдикции монастырь перешел в ведение Финляндской Православной Церкви, стал использовать принятый в ней григорианский календарь. Пребывая долгое время без настоятеля, монастырь испытывал труд ности в организации своей духовной жизни. 19 октября 1921 г. главой оби тели был назначен монах Иакинф (Якинф) из Валаамского монастыря, а его заместителем о. Азарий из того же монастыря. 30 декабря того же года он вступил в свою должность. В своих письмах он отмечал, братия была рада его прибытию, относилась к нему с уважением. Здесь было 47 мона шествующих, все население при обители - русское. Были в письмах и характеристики бытовой жизни монастыря: «Про довольствие и пища хорошие: на холодное подают треску с картошкой, ино гда жирные селедки, иногда семгу; щи с треской и еще с какой-то рыбой, уха из свежих сельдей; каша бывает или гречневая, или пшеничная, или геркулесовая...». Понимая, что братия у него «простенькая», но радеющая о службе, что сам он лишь одну седмицу был в сане игумена, о. Иакинф заранее просил у братии прощение за какие-либо ошибки по службе. Были вещи, которые его несколько огорчали: «...устроение у братии внешнее, материальное, воспитаны на физическом труде, церковь и духов ное развитие - на втором плане». Желая изменить, сложившуюся ситуа цию, настоятель действовал через увещевания, проповеди. О. Иакинф про был настоятелем обители до октября 1931 г.2 ГАМО. Ф. Р-88. Оп. 1. Д. 179. Л. 46, 62об; ГАМО. Ф. И-17. Оп. 1. Д. 363. Л. И; ГААО. Ф. 1025. Оп. 5. Д. 1259. Л. 25; ГАМО. Ф. Р-77. Оп. 1. Д. 15. Л. 42об. Мацак В. П еченга-П етсамо... 2 марта. С. 2. Поливцев С., священник. Указ. соч. С. 144-146, 150; Алексеев Иоанн, схиигумен. За гляни в свое сердце. Жизнеописание. Письма Валаамского старца. М., 2003. С. 6, 8, 13-17. 125
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz