Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.
желое время объединить свою паству, приумножить достояние церкви и создать отличный хор певчих». А прихожане также поддержали кандида туру о. Николая: « ...он своею мягкосердечностью и усердием в церковной службе снискал среди нас любовь и уважение к нему, и лучшего Настояте ля в данное трудное время не требуется». И он, и диакон церкви (иеродиа кон Нестор) по прошению прихожан и общины были оставлены главой епархии на своих местах1. Из-за ряда экономических трудностей Церкви стало тяжело в полном соответствии следовать установленным правилам причастия: не хватало белой муки для просфор, не купить было красное церковное вино. Поэтому епархиальное начальство разрешило отступать от канонов в силу необхо димости: вместо вина использовать ягодные соки, вместо пшеничной муки - просеянную ржаную, хотя в 1922 г. говорится уже о недопустимо сти подобной замены (не надо забывать, что с началом нэпа стало проще с дефицитным товаром, хотя цены и были высоки)2. И вот что интересно: отобрав у Церкви имущество и средства к су ществованию, власть решила сама вмешиваться в процесс распределения всего необходимого для нее. При Главспирте была образована специальная комиссия с участием представителя НКВД, которая и занималась распре делением красного виноградного вина между церквями (!). Исполкомам же губернского масштаба требовалось направлять за ним в Москву своих представителей3. Можно ли придумать что-нибудь абсурднее! Судя по немногочисленным заметкам «Полярной правды» о Церкви на Кольском Севере в 1921 г., можно сделать вывод, что вопрос о матери альном вознаграждении священников за службу решался очень непросто. Так, в с. Поной прошло собрание, на котором священник попросил выде лить ему тоню, т.к. предоставленного жалованья ему на не хватает. В про тивном случае он, по словам неизвестного автора, 1 розил снять рясу. Об щина верующих готова была пойти навстречу просьбам священника, одна ко, один из представителей собрания заявил, что если поп будет получать больше трудящегося, то это будет нарушать советский закон. В Кузомени прихожане приняли решение по субботам и воскресеньям посильным тру дом общины помогать священнику обустраиваться, например, сами по строили на свои деньги хлев4. В 1921 г. прошли и первые аресты священников на Кольском Севере. Оба в связи с делом «Союза духовенства и мирян», который действовал в период Северной области. ' ГААО. Ф. 1025. Оп. 5. Д. 1261. Л. 56-60об. 2 ГАМО. Ф. И -10. Оп. 1. Д. 78. Л. 9, 16. 3 ГААО. Ф. Р-286. Оп. 1. Д. 625. Л. 95, 95об. Что творится в глуши?! // Полярная правда. 1921. 9 апреля. С. 2; Наблюдатель. Попы субботничают// Полярная правда. 1921. 25 июня. С. 2. 123
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz