Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.

Севера был призван в армию, по документам не прослеживается. Следует учесть и то, что большинство из них были людьми, перевалившими за при­ зывной возраст - 35-60 и более лет. В том же 1921 г. Архангельская Епархиальная канцелярия начинает налаживать в новых условиях отношения со своими удаленными прихода­ ми. Обычно поддерживалась связь с местными благочинными, а те в свою очередь распространяли общеепархиальные постановления по приходам. В 1921 г. среди вопросов неотложного характера, стоящих перед епархией, были поставлены следующие: «...растет неверие, падает нравственность, подрастает поколение неоглашающихся Законом Божием, прекратилась подготовка просвещенных пастырей. Епархия лишилась свечного заво­ д а...» . Епархиальное начальство, обращаясь к своим приходам, просит об­ судить, а по возможности и внести предложения по данным вопросам1. Одной из проблем сложного времени стала крайняя нищета прихо­ дов и невозможность нормального содержания священников. В связи с этим ряд священников стал самовольно покидать вверенные им приходы. В вину им также епархиальными властями вменялось и то, что они «...без нужды и самовольно меняют свои священные одежды на светские, стригут волосы, ходят на охоту, посещают спектакли и т.п., что не подобает иерею и запрещено правилами церкви». Отмечается и то, что монашествующие «...самовольно разошлись по приходам и церквям не имея на то права...». Но бывали и исключительные случаи, когда подобные деяния не наказы­ вались лишением сана или запрещением в служении. Например, священ­ ник о. Николай Шмаков вынужденно покинул Иоканьгский приход, так как священнического жалованья не хватало на прожитье, обещанный ему еще в 1917 г. дом так и не был построен. В то же время его на содержание пригласила община верующих из Тетрино. Специального же прошения он не подавал, так как тогда не было епархиального управления. Священно- служение ему не запретили2. В 1922 г. по сходной причине - из-за голода - священник Клавдий Сибирцев вынужден был оставить Кашкаранский приход и переехать в Кандалакшу, где община согласилась предоставить ему денежное и продовольственное содержание3. Иногда мнения общины верующих и церковных властей расходились во взглядах на наиболее приемлемого для прихода священника. В апреле 1921 г. благочинный Василий Мартынов в письме к епископу указал, что для Мурманска желательно назначить более «деятельного и развитого» священника, нежели Н. Азлов, «...который очень мало обращает внимания на текущую жизнь и на поучение прихожан». Однако группа верующих при Никольской церкви просила оставить его постоянным священником как «...пастыря энергичного и доброго, сумевшего в такое короткое и тя' ГАМО. Ф. И-10. Оп. 1. Д. 78. Л. 14. 2 ГАМО. Ф. И-10. Оп. 1. Д. 78. Л. 22-25. 3 ГААО. Ф. 1025. Оп. 5. Д. 1259. Л. 237-241. 122

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz