Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.
В связи с тем, что жалованье священникам назначалось не повсеме стно или было невелико, а также из-за необходимости выполнять в соот ветствии с законодательством трудовую повинность, многие священно служители Кольского полуострова вынуждены были наниматься на работу в светские учреждения. По данным на март 1921 г. священник Кольского собора Константин Мелетиев состоял в должности делопроизводителя при волостном отделе ЗАГСа, в Териберском волкооперативе и в местном профсоюзе рыбаков бухгалтером работал священник Алексей Копылов, священник Азлов Никольской церкви г. Мурманска был делопроизводите лем в уездном ЗАГСе. Священник в с. Поной работал мастером по починке телеграфных аппаратов, секретарем по выборам значился священник в Тетринской Рыбозверпромышленной трудовой артели, в Ловозерском во- лисполкоме работал священник М. Распутин (должность не указана). Ха рактерно, что Кольско-Лопарский волисполком заявил о незаменимости своего работника из священнослужителей. В Тетрино и Териберке волис- полкомы готовы были их заменить «без ущерба делу». Остальные из упо мянутых волисполкомов своих соображений на сей счет не высказали1. Вопрос о заинтересованности волисполкомов в этих работниках был поставлен не случайно. По уже упомянутому в предыдущем параграфе за кону 1921 г. труд священников в советских учреждениях ограничивался рядом должностей. Работа в качестве делопроизводителей в него не входи ла. Однако, опираясь на свидетельства их незаменимости (во всяком слу чае, в данный момент), Архангельский губотдел управления отстоял ра ботников из числа духовенства перед Административным отделом НКВД. Видимо, они действительно были ценными и опытными работниками, раз уж Мурманский уездный исполком решился отозвать их для работы в Мурманск, заменив на местах их своими сотрудниками2. Правда, на практике это почти не выполнялось. Лишь священник Копылов в январе 1922 г. перебрался в уездный центр, да и то после снятия с себя священнического сана3. В вопросе по освобождению священнослужителей от военной служ бы по ходатайствам коллективов верующих губернские власти разошлись с общепринятым законодательством. Тех, кто по возрасту не был годен к военной службе, было решено просто отпустить, остальных силами гу бернского военкома перебросить в другие губернии, даже если они служат в местных учреждениях или отрядах. Такого рода решение было принято в связи с тем, что неумелое использование труда мобилизованных на глазах у населения укрепляло религиозный «фанатизм» и делало «из попов муче ников»4. Однако данных о том, что кто-либо из священников Кольского ' ГАЛО. Ф. Р-286. Оп. 1.Д . 625. Л. 411. 2 ГААО. Ф. Р-286. Оп. 1. Д. 625. Л. 410; ГААО. Ф. Р-286. Оп. 1. Д. 753. Л. 38. 3 ГАМО. Ф. И-34. Оп. 1. Д. 42. Л. 27. 4 ГААО. Ф. Р-352. Оп. 1. Д. 183. Л. 38об. 121
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz