Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.
сударственным, и церковным структурам пришлось пересматривать свои отношения с приходами и группами верующих. В Архангельской губернии в марте 1921 г. числился 491 православный храм. Среди верующих власти провели анкетирование, которое должно было бы осветить вопрос о религиозной обстановке в крае. Выяснилось, что к использованию храмов для общегосударственных нужд неблагожелатель но относится население в Печорском, Холмогорском, Пинежском и Мезен ском уездах, а в остальных «...наблюдается сочувственное отношение к за нятию церквей для гражданских целей, хотя и не поголовно всего населения, так как недовольны занятием храмов, главным образом, лица пожилых лет». Оказавшись в новых, довольно непростых условиях большая часть духовен ства, сохраняя свой сан, попыталась найти работу в советских учреждени ях. Из данных анкеты явствует, что священники в основном занимали «не ответственные»должности «.. .в Финотделах, Отсобезах... Волзагсах...» . В Мурманском благочинии в сентябре 1921 г. числилось уже лишь 10 приходов - три городских и семь сельских (Кольский, Мурманский, Александровский, Кильдинский, Нотозерский, Ловозерский, Териберский, Гавриловский, Рындский и Китовский)2. Как следует из рапорта благочинного о. Константина Мелетиева, на стоятеля Кольского Благовещенского собора, число прихожан, верующего населения сократилось ненамного. Сосчитать число верующих в г. Мурман ске было весьма сложно, т.к. для города была характерна высокая мигра ция. В описании Мурманского прихода за 1921 г. в числе прихожан указы вается примерно по 2 650 мужчин и женщин, т.е. около 5 300 человек из более чем 8 тысяч жителей города. Остальные же приходы были малочис ленными: всего в среднем 250-300 человек. Наиболее малочисленный приход - Китовский, такая ситуация наблюдается в нем еще с 1917 г. Кильдинский же приход хоть и упоминается, но он прекратил свою дея тельность еще в 1917 г., а священник данного прихода, о. Николай Диоми дов, перебрался в Пулозеро3. Начало двадцатых годов по наиболее полному и скрупулезному ис точнику, клировым ведомостям, проследить практически невозможно, т.к. все они были изъяты местными отделами ЗАГСа, а после использования властями их информации они, как правило, уничтожались. Например, за 1921 г. в областном архиве Мурманской области сохранилась лишь клиро- вая ведомость о Мурманской церкви. Принадлежащий Никольской церкви дом был отобран, и для пользования священника и сторожа оставлена только церковная сторожка. И священник, и диакон (о. Николай Азлов, ие родиакон Нестор) получали от прихожан жалованье4. 1 ГААО. Ф. Р-286. Оп. 1. Д. 625. Л. 75. 2 ГААО. Ф. 1025. Оп. 5. Д. 1262. Л. 230. 3 ГААО. Ф. 1025. Оп. 5. Д. 1262. Л. 233-240а. 4 ГАМО. Ф .И -17. Оп. 1. Д. 357. Л. 1-11. 120
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz