Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.
явлении этого документа адресовал, прежде всего, зарубежной Православ ной Церкви, которая до сих пор (до 1927 г.) ничего не сделала для спасе ния РПЦ в России1. В советской историографии обычно указывалось на то, что истоки по явления Декларации надо видеть в росте авторитета советской власти и ши роком распространении атеизма. Большинство же современных отечест венных светских и церковных исследователей оценивают политику митро полита Сергия как вынужденный компромисс, попытку спасти от репрес сий священнослужителей и верующих2. Однако ни признание лояльности к власти в 1927 г., ни интервью митрополита Сергия иностранным журнали стам с заявлением об отсутствии гонений на РПЦ и верующих в СССР' не спасли от последующих расправ над духовенством и церковной структурой. Год 1929 стал для Церкви годом окончательного утверждения совет ской власти на позициях полного искоренения религии и РПЦ. В мае 1929 г. XIV Всероссийский съезд Советов изменил ст. 4 Конституции РСФСР. От ныне статья о свободе совести гарантировала лишь «свободу религиозных исповеданий и антирелигиозной пропаганды». В качестве объяснения указы валось, что изменение внесено для ограничения религиозных предрассудков. Эволюционировала и система контроля над религиозными структу рами. До 1924 г. действовал уже упоминавшийся в работе «ликвидацион ный» отдел Наркомюста. Он был ликвидирован, т.к. к этому времени вы полнил с лихвой возложенную на него обязанность проведения отделения Церкви от государства. Да и в период нэпа оставлять отдел с таким назва нием было явно неуместно. С 1924 г. «церковная» политика находилась в руках трех ведомств: ВЦИКа, НКВД и ОГПУ. Однако к началу тридцатых вся работа сосредоточилась в руках двух последних4. С началом индустриализации страну захлестнула антиколокольная кампания. Еще в июне 1926 г. была принята специальная инструкция Нар комюста и НКВД «О порядке пользования колокольнями». В ней запреща лось использовать колокола в качестве набатных призывов, разрешалось использование их лишь в религиозных целях, однако, например, непонятно из какой логики исходя, запрещался колокольный звон в дни Пасхи и Рож дества5. Осенью 1929 г. своим постановлением Президиум ВТТИК ужесто чил вышеуказанные положения. Полностью был запрещен трезвон (звон во все колокола), так как он нарушает «бытовые условия» и мешает труду и 1 Бердяев Н. Вопль Русской Церкви // Архимандрит Ф еодосий... С. 250-252. Лившиц Г.М. Религия и церковь в прошлом и настоящем. Минск, 1961. С. 79; Елисе ев А.Л. Указ. соч. С. 75; Шкаровский М.В. Указ. соч. С. 87; Красиков А. Указ. соч. С. 20; Цыпин В. Указ. соч. С. 86, 87; Васильева О.Ю. Русская православная церковь в 1927-1943 гг. // Вопросы истории. 1994. № 4. С. 36 и др. 3 Русская Православная Церковь в советское... С. 312-316. 4 Там же С. 311, 312; Одинцов М.И. Государство и церковь... С. 29. Русская Православная Церковь и коммунистическое... С. 248, 249. 118
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz