Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.

что необходимо, акцентировать внимание на классовой сущности Пасхи, роли Церкви в годы революции и Гражданской войны, на текущих вопро­ сах государственно-церковных отношений, например, теме суда над Пат­ риархом Тихоном1. В таких сложных условиях, характеризующихся с одной стороны за­ конодательно закрепленными ограничениями на религиозные верования, административными притеснениями, а с другой - развернутой атеистиче­ ской пропагандой, Церковь вынуждена была искать всевозможные пути к сохранению своих структур и паствы. Первые попытки добиться этого предпринимаются Патриархом Тихо­ ном после его освобождения и прекращения в отношении его уголовного дела в 1924 г. Знаменитым стало его обращение, впоследствии получившее название «Завещания» патриарха, в котором он призвал сообразовывать рас­ порядок внешней церковной жизни с новым государственным строем, осу­ ждая любую агитацию против советской власти. После смерти Патриарха в 1925 г. и ареста Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Кру­ тицкого Петра (Полянского) главой Церкви стал митрополит Сергий (Стра- городский). Именно ему принадлежит авторство очень спорной и противо­ речивой Декларации 1927 г., послания к пастырям и пастве2. И если по­ пытки Патриарха Тихона наладить контакты с властями принимались с по­ ниманием, то подобного единства в отношении к позиции митрополита Сер­ гия не наблюдалось. В тот же год А.В. Карташев отмечал, что Декларация принесла лишь внешнюю победу - победу над обновленцами, но наметила новый внутренний раскол на тихоновцев и сергианцев. Декларация ограни­ чила РПЦ пределами СССР, оттолкнула от себя зарубежную паству, поста­ вила Церковь в услужение государству. М. Польский утверждал, что при по­ мощи Декларации власти низложили насколько могли всякий авторитет и значение Церкви, что позволило впоследствии осуществить дело ликвида­ ции духовенства и РПЦ без помех3. Большинством духовенства и верующих многие формулировки документа воспринимались как лживые и унизи­ тельные для Церкви, а сам документ - как акт капитуляции перед властью. Но были и иные трактовки Декларации. Некий Л. (предположитель­ но Н. Лаговской) отмечал, что Декларация окончательно показала, что Церковь никогда не преследовала политических целей. Однако опыт под­ линной «надполитичности» Церкви хоть и был необходим, оказался при­ обретенным за высокую цену4. Николай Бердяев главное обвинение в по­ 1 РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 3. Д. 4. Л. 149-150. 2 Русская Православная Церковь в советское время... С. 268-272; Шкаровский М.В. Указ. соч. С. 84-86. 3 Карташев А.В. Поражение и победа православия // Архимандрит Феодосий (Алма­ зов). Указ. соч. С. 248-250; Польский М. Указ. соч. С. 73. Л. Перед новым испытанием (положение Церкви в СССР) // Вестник РСХД. 1934. № 5/6. С. 20. 117

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz