Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.

Первый опыт проведения антирождественских кампаний был оценен комсомолом как весьма неудачный. Впоследствии А. Вакурова, анализи­ руя данные мероприятия, отмечала, что «...подготовлено оно было плохо, наспех, литература вышла почти накануне». «Основным лозунгом кампа­ нии было: «Смотри низложенных богов». Комсомольцы должны были по­ казать, что в празднестве нет никакой святости, что никаких богов не рож­ далось и не умирало, и что новому поколению не нужны ни боги, ни чер­ ти»1. Уже в феврале 1923 г. ЦК РКП(б) предложил воздержаться от улич­ ных шествий, оскорбления чувств верующих. Комментируя проведение «комсомольского рождества» в 1923 г., А.В. Луначарский отмечал, что не­ понятно, чего в нем было больше - невежества или безвкусицы. Следстви­ ем таких оценок стал новый циркуляр о проведении «комсомольского ро­ ждества», принятый Бюро ЦК РКСМ 20 ноября 1923 г., в котором реко­ мендовался «...переход к углубленной научной антирелигиозной пропа­ ганде» и отмечалось, что «...совершенно не должны иметь места антире­ лигиозные демонстрации в форме карнавалов, антирелигиозных шествий, «сожжений богов» и т.д. Какое бы то ни было проведение «КР» на улице, вне стен клуба и предприятий совершенно недопустимо». Уклон предлага­ лось сделать в сторону соединения антирелигиозной пропаганды с пропа­ гандой естественно-научных знаний. В деревне главной задачей «комсо­ мольского рождества» было - «...отвлечь от церкви, религиозных празд­ ников, пьянства и танцулек»2. Сходным мероприятием должна была стать «комсомольская пасха». Циркуляр о ее проведении был принят на заседании Бюро ЦК РКСМ 28 февраля 1923 г. В нем отмечалось, что «...вокруг пасхи накопилось зна­ чительно больше традиций и обычаев, очень сложного происхождения, требующее для борьбы с ними больших знаний от комсомольцев». У Бюро было время для того, чтобы проанализировать итоги антирождественских мероприятий рубежа 1922/1923 гг. Поэтому в новом циркуляре большин­ ство методов проведения «комсомольского рождества» было решительно отвергнуто: «...ЦК категорически запрещает устройство каких бы то ни было уличных демонстраций и карнавалов и предлагает сосредоточить кампанию исключительно в стенах клубов и предприятий»3. С балаганных представлений акценты сместились в сторону лекций, бесед, диспутов и пр. На местах предлагалось заранее, среди самих пропа­ гандистов и активистов, детально проработать такие темы, как: совместима ли религия с наукой, религия - темная сила в истории человечества, как рождаются, умирают и воскресают боги и т.п. При этом подчеркивалось, что «...чрезвычайно важно возбудить интерес к чтению книг о религии», 1 Вакурова А. Комсомол на антирелигиозном фронте // Воинствующее безбожие в СССР за 15 лет. 1917-1932. М., 1932. С. 305. 2 Покровская С.В. Указ. соч. С. 22; РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 3. Д. 9. Л. 184-185. 3 РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. З.Д. 4. Л. 148. 116

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz