Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.
Первый опыт проведения антирождественских кампаний был оценен комсомолом как весьма неудачный. Впоследствии А. Вакурова, анализи руя данные мероприятия, отмечала, что «...подготовлено оно было плохо, наспех, литература вышла почти накануне». «Основным лозунгом кампа нии было: «Смотри низложенных богов». Комсомольцы должны были по казать, что в празднестве нет никакой святости, что никаких богов не рож далось и не умирало, и что новому поколению не нужны ни боги, ни чер ти»1. Уже в феврале 1923 г. ЦК РКП(б) предложил воздержаться от улич ных шествий, оскорбления чувств верующих. Комментируя проведение «комсомольского рождества» в 1923 г., А.В. Луначарский отмечал, что не понятно, чего в нем было больше - невежества или безвкусицы. Следстви ем таких оценок стал новый циркуляр о проведении «комсомольского ро ждества», принятый Бюро ЦК РКСМ 20 ноября 1923 г., в котором реко мендовался «...переход к углубленной научной антирелигиозной пропа ганде» и отмечалось, что «...совершенно не должны иметь места антире лигиозные демонстрации в форме карнавалов, антирелигиозных шествий, «сожжений богов» и т.д. Какое бы то ни было проведение «КР» на улице, вне стен клуба и предприятий совершенно недопустимо». Уклон предлага лось сделать в сторону соединения антирелигиозной пропаганды с пропа гандой естественно-научных знаний. В деревне главной задачей «комсо мольского рождества» было - «...отвлечь от церкви, религиозных празд ников, пьянства и танцулек»2. Сходным мероприятием должна была стать «комсомольская пасха». Циркуляр о ее проведении был принят на заседании Бюро ЦК РКСМ 28 февраля 1923 г. В нем отмечалось, что «...вокруг пасхи накопилось зна чительно больше традиций и обычаев, очень сложного происхождения, требующее для борьбы с ними больших знаний от комсомольцев». У Бюро было время для того, чтобы проанализировать итоги антирождественских мероприятий рубежа 1922/1923 гг. Поэтому в новом циркуляре большин ство методов проведения «комсомольского рождества» было решительно отвергнуто: «...ЦК категорически запрещает устройство каких бы то ни было уличных демонстраций и карнавалов и предлагает сосредоточить кампанию исключительно в стенах клубов и предприятий»3. С балаганных представлений акценты сместились в сторону лекций, бесед, диспутов и пр. На местах предлагалось заранее, среди самих пропа гандистов и активистов, детально проработать такие темы, как: совместима ли религия с наукой, религия - темная сила в истории человечества, как рождаются, умирают и воскресают боги и т.п. При этом подчеркивалось, что «...чрезвычайно важно возбудить интерес к чтению книг о религии», 1 Вакурова А. Комсомол на антирелигиозном фронте // Воинствующее безбожие в СССР за 15 лет. 1917-1932. М., 1932. С. 305. 2 Покровская С.В. Указ. соч. С. 22; РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 3. Д. 9. Л. 184-185. 3 РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. З.Д. 4. Л. 148. 116
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz