Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.
нежели комплексом продуманных и целенаправленных пропагандистских мероприятий. На заседании Бюро Центрального Комитета РКСМ 24 ноября 1922 г. был принят «Циркуляр о комсомольском рождестве». В нем сообщалось, что опыт «комсомольских святок», проводимых в 1922 г. «...явится нача лом широкой и серьезной кампании, которая в форме празднеств, занима тельных для молодежи, сумеет принести большую пользу в деле постанов ки антирелигиозной пропаганды для всей нашей партии». Это был первый опыт проведения подобных кампаний в масштабах всей страны. В рамках антирождественской пропаганды предлагалось устраивать комсомольские карнавалы, связывать борьбу с Церковью с борьбой против религии в целом. Так, например, «ряженым» предлагалось одеваться в кос тюмы Гора, Агни, Таммузи и других древних языческих богов, чтобы по казать общее во всех религиозных праздниках и обрядах, а лекторам- пропагандистам рекомендовалось, видимо, для пущей наглядности, обла чаться в одежды магов (!). При этом они вводили в свою деятельность эле менты политической и бытовой сатиры, где в качестве основных персона жей должны были быть представлены общеполитические персонажи («цар ский хлам») - Колчак, Деникин, городовой, кулак, жандарм; «...рожде ственские (гусь, поросенок), которым можно придать аллегорическое вы ражение - Патриарх Тихон и т.д.» . Предполагалось, что если будет проведена кропотливая предвари тельная работа по подготовке антирождественской кампании, то к карна валам и шествиям можно будет привлечь все городское население, превра тив мероприятие в демонстрацию. Закончиться шествие должно было «...сжиганием языческих богов, фейерверком». В случае возникновения трудностей по организации таких демонстраций предлагалось перенести всю работу исключительно в клубы, но при этом поручить активистам провести группы пропагандистов по улицам города с красной звездой (вместо рождественской), а «...комсомольцы будут «славить» советскую власть по примеру того, как подростки вообще «славят» рождество». К проведению кампаний привлекали политработников в армии, со трудников детских учреждений и детских домов (здесь проводили «комсо мольские елки»). Лишь в деревне рекомендовалось ограничиться агитаци онно-пропагандистской кампанией и постановкой «...специальных инсце нировок и лубков, используя все культурные силы деревни...». Только в самом последнем пункте циркуляра обращалось внимание на то, что при проведении антирождественских мероприятий необходимо «...соблюдать осторожность с тем, чтобы не возбуждать конфликтов с верующим насе лением»2. ' РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 3. Д. За. JI. 163. РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 3. Д. За. Л. 164-165.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz