Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.

13 октября 1922 г. была создана Комиссия по антирелигиозной про­ паганде ЦК РКП(б) - АРК. Ей были даны полномочия по ведению церков­ ной политики, выработке директив по печатной и устной пропаганде и агитации. Именно эта комиссия, закрыв газету «Наука и религия», способ­ ствовала появлению в 1922 г. газеты «Безбожник», вокруг которой сразу же образовалось Общество друзей данной газеты, преобразованное в 1925 г. в Союз безбожников (с 1929 г. - Союз воинствующих безбожни­ ков). Позднее по решению Антирелигиозной комиссии (самостоятельной она стала в 1922 г. и просуществовала до 1929 г. - до этого при Агитпропе ЦК РКП(б), - сосредоточив в своих руках все дела «церковной» политики и выработки директив по устной и печатной пропаганде), в 1924 г. на пер­ вом своем съезде (1925 г.) оно было преобразовано в Союз безбожников. На втором его съезде, в свете изменившейся политики государства, в 1929 г. в его название был добавлен эпитет «воинствующих» (СВБ)1. Однако до образования СВБ единого центра в деле антирелигиозной пропаганды фактически не существовало. Конкурентом АРК с конца 1922 г. и до середины 1920-х гг. в проведении антирелигиозных кампаний стал комсомол. К 1924 г. среди основных направлений антирелигиозной работы ук­ репились следующие: коллективные чтения антирелигиозной литературы (в кружках, клубах, избах-читальнях), чтение лекций и проведение бесед антирелигиозного характера, борьба за «новый быт», организация антире­ лигиозных вечеров. Также на местах велся учет численности местных ре­ лигиозных общин, изъятой религиозной литературы, находившейся в об­ щественных библиотеках. Проводились массовые чистки среди учителей на предмет их религиозности, создавались детские «безбожные» организа­ ции. Подробнейшим образом указывалось, как следует проводить такие акции, как празднование «комсомольской пасхи», «комсомольского рож­ дества». При этом, однако, запрещалось устройство фарсовых карнавалов и демонстраций, высмеивание религиозных традиций в грубых формах, так как это могло дать обратный результат2. Первые кампании по проведению «комсомольского рождества» и «комсомольской пасхи» носили, скорее пародийный, скомороший харак­ тер, были вызовом укоренившимся религиозным традициям и обрядам, Покровская С.В. Союз воинствующих безбожников СССР: организация и деятель­ ность. 1925-1947 гг.: Дис. ... канд. ист. наук. М., 2007. С. 20-21; Поспеловский Д.В. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 1996. С. 277, 278; Савельев С. Бог и комиссары // Ре­ лигия и демократия: На пути к свободе совести. Вып. 2 / под общ. ред. С.Б. Филатова 2 и Д.Е. Фурмана. М., 1993. С. 164, 165; РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 318. JI. 6. Разумов Д.С. Антицерковная политика советской власти, 1921-1929 гг. (По материа­ лам Верхнего Поволжья): Дис. ... канд. ист. наук. Ярославль, 1997. С. 72; Савельев С. Указ. соч. С. 175; РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 60. Д. 509. Л. 6 -8, 10-16. 114

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz