Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.
13 октября 1922 г. была создана Комиссия по антирелигиозной про паганде ЦК РКП(б) - АРК. Ей были даны полномочия по ведению церков ной политики, выработке директив по печатной и устной пропаганде и агитации. Именно эта комиссия, закрыв газету «Наука и религия», способ ствовала появлению в 1922 г. газеты «Безбожник», вокруг которой сразу же образовалось Общество друзей данной газеты, преобразованное в 1925 г. в Союз безбожников (с 1929 г. - Союз воинствующих безбожни ков). Позднее по решению Антирелигиозной комиссии (самостоятельной она стала в 1922 г. и просуществовала до 1929 г. - до этого при Агитпропе ЦК РКП(б), - сосредоточив в своих руках все дела «церковной» политики и выработки директив по устной и печатной пропаганде), в 1924 г. на пер вом своем съезде (1925 г.) оно было преобразовано в Союз безбожников. На втором его съезде, в свете изменившейся политики государства, в 1929 г. в его название был добавлен эпитет «воинствующих» (СВБ)1. Однако до образования СВБ единого центра в деле антирелигиозной пропаганды фактически не существовало. Конкурентом АРК с конца 1922 г. и до середины 1920-х гг. в проведении антирелигиозных кампаний стал комсомол. К 1924 г. среди основных направлений антирелигиозной работы ук репились следующие: коллективные чтения антирелигиозной литературы (в кружках, клубах, избах-читальнях), чтение лекций и проведение бесед антирелигиозного характера, борьба за «новый быт», организация антире лигиозных вечеров. Также на местах велся учет численности местных ре лигиозных общин, изъятой религиозной литературы, находившейся в об щественных библиотеках. Проводились массовые чистки среди учителей на предмет их религиозности, создавались детские «безбожные» организа ции. Подробнейшим образом указывалось, как следует проводить такие акции, как празднование «комсомольской пасхи», «комсомольского рож дества». При этом, однако, запрещалось устройство фарсовых карнавалов и демонстраций, высмеивание религиозных традиций в грубых формах, так как это могло дать обратный результат2. Первые кампании по проведению «комсомольского рождества» и «комсомольской пасхи» носили, скорее пародийный, скомороший харак тер, были вызовом укоренившимся религиозным традициям и обрядам, Покровская С.В. Союз воинствующих безбожников СССР: организация и деятель ность. 1925-1947 гг.: Дис. ... канд. ист. наук. М., 2007. С. 20-21; Поспеловский Д.В. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 1996. С. 277, 278; Савельев С. Бог и комиссары // Ре лигия и демократия: На пути к свободе совести. Вып. 2 / под общ. ред. С.Б. Филатова 2 и Д.Е. Фурмана. М., 1993. С. 164, 165; РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 318. JI. 6. Разумов Д.С. Антицерковная политика советской власти, 1921-1929 гг. (По материа лам Верхнего Поволжья): Дис. ... канд. ист. наук. Ярославль, 1997. С. 72; Савельев С. Указ. соч. С. 175; РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 60. Д. 509. Л. 6 -8, 10-16. 114
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz