Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.

ской власти среди духовенства. Правда, многие авторы, и прежде всего сам идеолог антирелигиозной работы Е. Ярославский, характеризовали период двадцатых, начиная с 1923 г., как время религиозного нэпа. Но верны ли подобные оценки? В августе 1923 г. ко всем губкомам, обкомам и краевым комитетам бы­ ло обращено циркулярное письмо ЦК РКП(б) «Об отношении к религиоз­ ным организациям», подписанное И.В. Сталиным. В нем ЦК постановил: воспретить закрытие церквей, молитвенных помещений и синагог по мо­ тивам неисполнения административных распоряжений о регистрации, где же закрытия такого рода имели место - отменить; воспретить ликвидацию храмов за невзнос налогов, путем голосования; воспретить аресты «рели­ гиозного характера», если они не связаны с явной контрреволюционной дея­ тельностью священников и верующих1. Это было лишь очередное отступ­ ление, весьма кратковременное, в отношениях государства и Церкви. Вы­ звано оно было, на наш взгляд, рядом обстоятельств: провалом кампании с обновленцами в ходе процесса над Патриархом Тихоном, заявлением по­ следнего о лояльности его и Церкви, в какой-то мере, советской власти, не­ обходимостью, как верно отметил В.А. Алексеев, привлечь на свою сторо­ ну крестьянство, которое в массе своей сохраняло религиозные настроения. Вместо карательных мер перешли к мерам пропагандистского порядка . 8 февраля 1922 г. всем обкомам, областным бюро и губкомам РКП(б) был адресован циркуляр № 228 «О постановке антирелигиозной пропаганды». В нем отмечалось, что следует «не выпячивать этого вопроса на первое место, согласовать политику в данном вопросе со всей... эконо­ мической политикой», но и не забывать, что «...задача борьбы с религиоз­ ным миросозерцанием есть задача второстепенная». Осторожность в во­ просе означала, что антирелигиозная пропаганда должна ставиться так, чтобы она не обостряла религиозного чувства верующих и не давала пово­ да говорить, что « ...мы преследуем людей за веру...», к антирелигиозной пропаганде надо приступать « ...во всеоружии научного знания и понима­ ния трактуемых вопросов, т.е. она требует тщательной и углубленной под­ готовки от товарищей, ведущих эту пропаганду»3. Что касается специаль­ ных изданий атеистического толка, то они сразу же были поддержаны на государственном уровне. Так, XI съезд РКП(б) в 1922 г. закрепил за изда­ тельством Главполитпросвета прерогативу быть прямым партийным изда­ тельством популярно-агитационной, антирелигиозной, марксистской лите­ ратуры4. | РГАСГ1И. Ф. 17. Оп. З .Д . 373. Л. 11-12. 3 Алексеев В.А. Указ. соч. С. 282. Елисеев А.П. Политика советского государства по отношению к Русской православ­ ной церкви в 20-30-е гг.: Дис. ... канд. ист. наук. М.. 1997. С. 46; РГАСПИ. Ф. 17. 4 Оп. 60. Д. 146. Л. 50. Васильева И.Г. Российское государство и религии (1917-20-с гг.). Уфа, 1998. С. 56. 113

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz