Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.

Если сломить церковную организацию репрессивными или ограни­ чительными мерами не удавалось, то прибегали к уже испытанному мето­ ду экономического, финансового давления. Церковь к концу 1921 г. была лишена 722 монастырей. Помещения бывших обителей были использованы под санатории и здравницы, учреждения социального обеспечения, школы и другие учреж­ дения Наркомпроса, больницы, санитарные городки, приюты, советские учреждения и учреждения военного ведемства1. Отобрав бывшие причто­ вые дома и земли у священнослужителей, власти любезно предложили священникам наем квартир через органы собесов и пользование земель­ ными участками наравне с другими трудовыми землепользователями2. Однако это было далеко не бескорыстное и гуманное отношение властей. Если квартплата рабочего начиналась с 10 копеек за квадратную сажень жилплощади, то для священника с 3 рублей 50 копеек, а в крупных городах, если священник получал не менее трех тысяч дохода в год - с 20 рублей. Поэтому большинство из числа духовенства вынуждено было снимать лишь угол в комнате. Ко всему прочему, священники в 1924-1927 гг. облагались и много­ численными налогами: подоходным, сельхозналогом, волостным, сбором на охрану общественного порядка, личной и имущественной безопасности, на благоустройство селения, налогами местных властей, на началах само­ обложения для удовлетворения местных общественных нужд. Священники как лишенные избирательных прав лица не могли входить в потребитель­ ские общества, а значит, покупка одежды и продовольствия для них была затруднительна и дорога, к тому же они не могли получать и продуктовых карточек. За обучение своих детей в 1923 г. они должны были платить в наибольшем размере, как «лица свободных профессий», а с 1929 г. дети духовенства не должны были приниматься в вузы . По-прежнему православное духовенство не освобождалось от несе­ ния воинской службы. По закону от 23 сентября 1925 г. оно зачислялось с 19 лет в тыловое ополчение, причем в мирное время на него «возлагаются особые повинности, согласно специальному закону, а в военное образуют­ ся особые команды для обслуживания тыла и фронта»4. Местные власти на основе многочисленных инструкций были склон­ ны к частым злоупотреблениям, на которые центральные структуры часто закрывали глаза. Из-за отсутствия единого законодательства трудно было выработать планомерную политику в отношении Церкви —все сводилось к силовому давлению на религиозные организации и поискам врагов совет­ Зыбковец В.Ф. Указ. соч. С. 94; Кандидов Б. Церковь и Октябрьская революция. М., 1933. С. 7,8. 2 Гидулянов П.В. Указ. соч. С. 42, 50, 51. 3 Троицкий С. Почему закрываются Церкви в России // Путь. 1930. № 23. С. 87-89. Там же. С. 86. 112

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz