Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.

Интересная особенность подчеркнута в 1923 г. в инструкции Нар- комюста и НКВД по поводу работы священников. С одной стороны, отече­ ственное законодательство советского периода никогда не признавало бо­ гослужебную практику работой, называя священников тунеядцами и трут­ нями. С другой - оно нашло необходимым подчеркнуть, что если священ­ ник трудится в светском учреждении, то совершаемые им за постоянный оклад требоисправления считаются совместительством1. Значит, богослу­ жение все-таки труд?! Дав подробные разъяснения о порядке приема на работу священно­ служителей, государство, тем не менее, старалось проводить линию на по­ ощрение снятия церковного сана. Так, Е. Ярославский отмечал, что, ко­ нечно, было бы неправильно « ...в виде премии за годы обмана народа на­ граждать людей службой в советских, кооперативных учреждениях, как было бы несправедливо препятствовать людям, бросающим ремесло свя­ щенника, заняться физическим трудом... А через несколько лет работы... бывший священник может быть восстановлен в гражданских правах и за- нимать общественные должности»'-. Еще одним ограничением в законодательстве, на сей раз касающим­ ся деятельности религиозных общин, стал принцип их регистрации, вве­ денный декретом ВЦИК от 12 июня 1922 г., который поставил вне закона все религиозные общества, не получившие разрешения на свое существо­ вание от местных органов власти. Помимо подобного рода ограничений в отправлении богослужений и поддержания обычных условий религиозной жизни, к духовенству широко применялся декрет от 10 августа 1922 г. «Об административной высылке». Прибегнуть к нему в случае необходимости было довольно просто: первая статья определяла, что административной высылке подлежат лица, кото­ рых нужно изолировать как «...причастных к контрреволюционным вы­ ступлениям...»3. После развернутой кампании по изъятию ценностей мно­ гих священников можно было подвести под эту статью. Ограничения серьезно затрагивали возможность продолжения тра­ диционной богослужебной деятельности: не допускались молебны (даже если население не было против) на рынках и базарных площадях, совер­ шение религиозных обрядов в государственных учреждениях и на пред­ приятиях (это каралось в соответствии со ст. 124 УК принудительными ра­ ботами на срок до трех месяцев или штрафом до 300 рублей). Во времена нэпа даже в частных магазинах и мастерских запрещалось держать иконы и иные религиозные изображения4. 1 Гидулянов П.В. Указ. соч. С. 41. 2 Ярославский Е.М. Против религии и церкви. Т. 1. Октябрьская революция. Религия и церковь. М., 1932. С. 113. 3 Регельсон Л. Указ. соч. С. 89; Гидулянов П.В. Указ. соч. С. 47. 4 Гидулянов П.В. Указ. соч. С. 10-12.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz