Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.
Интересная особенность подчеркнута в 1923 г. в инструкции Нар- комюста и НКВД по поводу работы священников. С одной стороны, отече ственное законодательство советского периода никогда не признавало бо гослужебную практику работой, называя священников тунеядцами и трут нями. С другой - оно нашло необходимым подчеркнуть, что если священ ник трудится в светском учреждении, то совершаемые им за постоянный оклад требоисправления считаются совместительством1. Значит, богослу жение все-таки труд?! Дав подробные разъяснения о порядке приема на работу священно служителей, государство, тем не менее, старалось проводить линию на по ощрение снятия церковного сана. Так, Е. Ярославский отмечал, что, ко нечно, было бы неправильно « ...в виде премии за годы обмана народа на граждать людей службой в советских, кооперативных учреждениях, как было бы несправедливо препятствовать людям, бросающим ремесло свя щенника, заняться физическим трудом... А через несколько лет работы... бывший священник может быть восстановлен в гражданских правах и за- нимать общественные должности»'-. Еще одним ограничением в законодательстве, на сей раз касающим ся деятельности религиозных общин, стал принцип их регистрации, вве денный декретом ВЦИК от 12 июня 1922 г., который поставил вне закона все религиозные общества, не получившие разрешения на свое существо вание от местных органов власти. Помимо подобного рода ограничений в отправлении богослужений и поддержания обычных условий религиозной жизни, к духовенству широко применялся декрет от 10 августа 1922 г. «Об административной высылке». Прибегнуть к нему в случае необходимости было довольно просто: первая статья определяла, что административной высылке подлежат лица, кото рых нужно изолировать как «...причастных к контрреволюционным вы ступлениям...»3. После развернутой кампании по изъятию ценностей мно гих священников можно было подвести под эту статью. Ограничения серьезно затрагивали возможность продолжения тра диционной богослужебной деятельности: не допускались молебны (даже если население не было против) на рынках и базарных площадях, совер шение религиозных обрядов в государственных учреждениях и на пред приятиях (это каралось в соответствии со ст. 124 УК принудительными ра ботами на срок до трех месяцев или штрафом до 300 рублей). Во времена нэпа даже в частных магазинах и мастерских запрещалось держать иконы и иные религиозные изображения4. 1 Гидулянов П.В. Указ. соч. С. 41. 2 Ярославский Е.М. Против религии и церкви. Т. 1. Октябрьская революция. Религия и церковь. М., 1932. С. 113. 3 Регельсон Л. Указ. соч. С. 89; Гидулянов П.В. Указ. соч. С. 47. 4 Гидулянов П.В. Указ. соч. С. 10-12.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz