Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.

При использовании фактического материала, представленного в них, необходимо учитывать, что в приводимых советских документах могут встречаться ошибки, так как некоторые материалы передавались из СССР через посредников в устной форме, по памяти1. Зарубежные исследователи пытались обобщить в виде аналитических сборников труды русских эмиг­ рантов, учитывая источники, которыми те пользовались, а также опреде­ ленные концепции и взгляды. Однако для них, как впрочем, и для русскоя­ зычных зарубежных авторов, характерны крайние позиции, апелляция к конкретным фактам гонений. Наиболее интересны, на наш взгляд, работы последних десятилетий (Д.В. Поспеловского, Г. Штриккера)2. В отечественной историографии пересмотр прежнего отношения к проблеме государственно-церковных отношений наметился только в нача­ ле 1990-х гг., причем он сразу же сопровождался появлением большого ко­ личества работ, что продолжается и по сегодняшний день. Однако измене­ ние взглядов произошло не сразу. Первые в этом ряду работы - В.А. Алек­ сеева, М.И. Одинцова, Ю.А. Бабинова, М.Н. Бессонова и некоторых дру­ гих - еще сохраняли отчасти прежнюю приверженность к устоявшимся концепциям. Так, М.Н. Бессонов отстаивал мнение, что число верующих сократилось в 1920-1930-х гг. главным образом не из-за репрессий, а из-за «очевидных» успехов социалистических преобразований, что наряду с ог­ раничением деятельности религиозных организаций в СССР прослежива­ лась и тенденция к демократизации законодательства в сфере государст- венно-церковных отношений. М.И. Одинцов объяснял введение некоторых ограничений в деятельности религиозных организаций конкретно­ исторической обстановкой. В.А. Алексеев, хотя и с некоторыми оговорка­ ми, но все-таки признает наличие «религиозного нэпа» в 1923-1927 гг. Этот же период называет временем «сравнительно спокойных и сдержан­ ных взаимоотношений государственной власти с религиозными организа­ циями» и Ю.А. Бабинов3. 1 Польский М. Положение Церкви в советской России. Очерк бежавшего из России свя­ щенника. Иерусалим, 1931; Его же. Новые мученики российские: В 2 т. Джорданвилль, 1949, 1957; Лаговской И. Коллективизация и религия. Париж, 1932; Милюков П.Н. Россия на переломе. Т. 1. Париж, 1927; Левитин А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты 20-30-х гг. Т. 1-3. М., 1960; Шафаревич И. Законодатель­ ство о религии в СССР. Париж, 1973; Глеб Рар (А. Ветров). Пленная Церковь. Фран- фуркт-на-Майне, 1954 и др. Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в России. М., 1995; Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви. 1917-1945. Париж, 1977; Relugion in USSR.lnstitutions and Policies. Edited by R. Conquest. N. York, 1968; Struve N. Les chretiens en URSS. Editions du soul, 1963; Fletcher W.A. Study in Suvival (the Church in Russia 1927-1943). London, 1965 и др. Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. М., 1991. С. 267; Бабинов Ю.А. Государственно­ церковные отношения в СССР: история и современность. Симферополь, 1991. С. 37, 38. 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz