Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.
Возмущение, гнев и сопротивление насильственным действиям по изъятию церковных ценностей события 1922 г. вызвали не только в Рос сии, но и за рубежом. Позднее в зарубежной литературе была дана отрица тельная оценка действий советской власти. У. Флетчер указывал, что дея тельность по реквизиции церковных ценностей является подрывающей ос новы православия, не имеющей до этого в истории РПЦ примеров, и пре жде всего она имеет характер определенного маневра в отношении Церк ви1. Н. Струве отмечал, что начинавшийся голод явился предлогом для провокаций против Церкви для того, чтобы ее разделить и обезглавить. Церковное руководство, указывал Хризостомус, не могло поверить, что сокровища Церкви будут использованы государственными властями ис ключительно для ликвидации голода, а не для политических целей. Отсю да и сопротивление изъятиям2. В советских антирелигиозных брошюрах отмечали успехи массовых изъятий церковных ценностей. Так, М. Горев писал, что « ...в грубых циф рах подсчитано: если все церковные богатства (золото, платину, колокола, бриллианты и др. драгоценные камни) перевести на серебро - этого сереб ра будет около 525.000 пудов... если этим серебром нагрузить поезд, поезд протянулся бы на 7 верст... 525.000 п. серебра - 525.000.000 п. хлеба го лодным»3. Подорвав экономическую базу Церкви, государство не лишило ее опоры на верующих (о чем свидетельствуют массовые кампании в защиту церковных святынь), не уничтожив до конца каноническое устройство РПЦ, хотя и истребила часть ее иерархии. Поэтому задачи большевиков теперь, как отмечал архимандрит Фео досий (Алмазов), свелись к следующим: 1. Дифференцировать, дезоргани зовать, расслоить Церковь как организацию, вызвать внутри нее борьбу; 2. Дискредитировать в глазах низшего духовенства представителей выс шей иерархии, а в глазах народа - все духовенство вообще; 3. Организо вать внутри Церкви своих агентов осведомителей, стеснять администра тивную организацию Церкви всеми мерами (правовыми притеснениями, налоговой политики в отношении религиозных общин, затруднением под готовки новых кадров духовенства и религиозного воспитания детей, со кращением количества храмов, репрессиями в отношении выдающихся пастырей, широкой антирелигиозной пропагандой и т.д.)4. Для решения первой задачи власть осуществляла через VI отделение ГПУ создание или поддержку искусственных группировок внутри Церкви, провоцируя их борьбу с РПЦ путем оказания им всесторонней поддержки. Исходным фактом, с которого начинают развиваться события «церковной 1 Лисавцев Э.И. Указ. соч. С. 90. 2 Там же. С. 91. ^ Горев М. Церковные богатства и голод в России. М., 1922. С. 7-8. Архимандрит Феодосий (Алмазов). Указ. соч. С. 130-132. 107
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz