Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.

этот раз ему даже разрешили опубликовать воззвание, правда, не в газетах, а отдельным листком. Однако сотрудничество с Церковью было лишь временной мерой. 23 февраля 1922 г. был издан декрет об изъятии церковных ценностей. То, что изъятие ценностей во многом было направлено на разгром РПЦ, под­ тверждается высказыванием JI. Троцкого в записке в Политбюро от 12 мар­ та 1922 г.: «Вся стратегия наша в данный период должна быть на раскол сре­ ди духовенства на конкретном вопросе: изъятие ценностей из церквей»'. Во­ преки заявлениям об использовании церковного золота на помощь голодаю­ щему народу, изъятие должно было сразу же решить несколько задач: уст­ ранить Церковь, ликвидировав остатки ее экономического могущества, дис­ кредитировать и уничтожить сословие духовенства, пополнить партийную кассу средствами для мировой революции и укрепления пролетарского го­ сударства. Леворадикальные приемы проведения кампании должны были встретить сопротивление со стороны священнослужителей и верующих, что послужило бы основанием для возбуждения судебных процессов против них, тем самым, способствуя проведению репрессий с помощью правосудия2. В ответном послании Патриарха Тихона от 15 (28) февраля насиль­ ственное изъятие было названо святотатством, верующим и их общинам было запрещено отдавать священные предметы, но при этом допускалось жертвование иных церковных ценностей3. Данное послание и легло в ос­ нову мифа об отказе Церкви оказывать помощь голодающим. Церковь и государство вновь оказались в состоянии кровопролитного конфликта. Ве­ рующие болезненно переживали разграбление храмов и изъятие святынь, И, хотя духовенство всячески пыталось уберечь паству от какого бы то ни было сопротивления, конфликты зачастую заканчивались столкновениями и жертвами. Таких столкновений после принятия указанных декретов было отмечено 1414, все - между уполномоченными представителями властей и верующими. Всего же в течение 1922-1923 гг. были уничтожены 2 691 свя­ щенник, 1 962 монаха и 3 447 монахинь. Видимо, прав был архимандрит Феодосий (Алмазов), указывая, что в 1921-1922 гг. большевики целенаправленно наметили переход от отдель­ ных карательных мер к систематической борьбе с религией и Православ­ ной Церковью4. 1 Шкаровский М.В. Указ. соч. С. 82; Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви 1917-1945 / Материалы по истории Церкви, Кн. 15. М., 1996. С. 272, 273, 278, 279; РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 261. Л. 6, 13, 14; Архивы Кремля. Политбюро и Церковь. 1922-25 гг. Кн. 1. М. Новосибирск, 1997. С, 31. 2 Кривова Н.А. Указ. соч. С. 17. 3 Шкаровский М.В. Указ. соч. С. 82; Регельсон Л, Указ. соч. С. 278, 279. Васильева О.Ю. Указ. соч. С. 44-45; Архимандрит Феодосий (Алмазов). Мои воспоми­ нания (записки соловецкого узника) / Материалы по истории Церкви Кн. 13. М., 1997. С. 130. 106

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz