Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015. - 253 с. : цв. ил., карты, факс.
этот раз ему даже разрешили опубликовать воззвание, правда, не в газетах, а отдельным листком. Однако сотрудничество с Церковью было лишь временной мерой. 23 февраля 1922 г. был издан декрет об изъятии церковных ценностей. То, что изъятие ценностей во многом было направлено на разгром РПЦ, под тверждается высказыванием JI. Троцкого в записке в Политбюро от 12 мар та 1922 г.: «Вся стратегия наша в данный период должна быть на раскол сре ди духовенства на конкретном вопросе: изъятие ценностей из церквей»'. Во преки заявлениям об использовании церковного золота на помощь голодаю щему народу, изъятие должно было сразу же решить несколько задач: уст ранить Церковь, ликвидировав остатки ее экономического могущества, дис кредитировать и уничтожить сословие духовенства, пополнить партийную кассу средствами для мировой революции и укрепления пролетарского го сударства. Леворадикальные приемы проведения кампании должны были встретить сопротивление со стороны священнослужителей и верующих, что послужило бы основанием для возбуждения судебных процессов против них, тем самым, способствуя проведению репрессий с помощью правосудия2. В ответном послании Патриарха Тихона от 15 (28) февраля насиль ственное изъятие было названо святотатством, верующим и их общинам было запрещено отдавать священные предметы, но при этом допускалось жертвование иных церковных ценностей3. Данное послание и легло в ос нову мифа об отказе Церкви оказывать помощь голодающим. Церковь и государство вновь оказались в состоянии кровопролитного конфликта. Ве рующие болезненно переживали разграбление храмов и изъятие святынь, И, хотя духовенство всячески пыталось уберечь паству от какого бы то ни было сопротивления, конфликты зачастую заканчивались столкновениями и жертвами. Таких столкновений после принятия указанных декретов было отмечено 1414, все - между уполномоченными представителями властей и верующими. Всего же в течение 1922-1923 гг. были уничтожены 2 691 свя щенник, 1 962 монаха и 3 447 монахинь. Видимо, прав был архимандрит Феодосий (Алмазов), указывая, что в 1921-1922 гг. большевики целенаправленно наметили переход от отдель ных карательных мер к систематической борьбе с религией и Православ ной Церковью4. 1 Шкаровский М.В. Указ. соч. С. 82; Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви 1917-1945 / Материалы по истории Церкви, Кн. 15. М., 1996. С. 272, 273, 278, 279; РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 261. Л. 6, 13, 14; Архивы Кремля. Политбюро и Церковь. 1922-25 гг. Кн. 1. М. Новосибирск, 1997. С, 31. 2 Кривова Н.А. Указ. соч. С. 17. 3 Шкаровский М.В. Указ. соч. С. 82; Регельсон Л, Указ. соч. С. 278, 279. Васильева О.Ю. Указ. соч. С. 44-45; Архимандрит Феодосий (Алмазов). Мои воспоми нания (записки соловецкого узника) / Материалы по истории Церкви Кн. 13. М., 1997. С. 130. 106
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz